Вроде ничего такого и не натворил, а мама закипает… Из-за такого крохи? Не рановато ли, мамочка? Ребенок еще маленький, и говорить о
Вроде ничего такого и не натворил, а мама закипает… Из-за такого крохи? Не рановато ли, мамочка? Ребенок еще маленький, и говорить о формировании вредных привычек пока нельзя. Но что делать и как реагировать, если у малыша проявляются какие-либо повторяющиеся действия, которые уже не умиляют вас (хотя поначалу вызывали улыбку или смех), а начинают мешать, раздражать?
Откуда берутся эти «вредные» привычки у грудничка, есть ли в них что-то полезное или их нужно искоренять?
1. Не слезает с ручек
Малыш начинает признавать только маму и ее руки, отталкивая других родственников.
Возраст: с 7–8 месяцев до 13–15 месяцев
Почему это происходит? Так начинает проявляться инстинкт самосохранения — ребенок делит мир на знакомое и незнакомое. Он учится дифференцировать тех, кому можно доверять, и тех, кого стоит опасаться.
Формируется ближайший круг, в него входят те, кто чаще бывает с малышом, чье поведение ему понятно. Те, кто умеет исполнять его желания правильно, помогает. Как ни странно, такое поведение ляжет потом в основу дружбы и любых социальных взаимодействий.
Что предпринять?
Не нужно бороться со страхом незнакомцев — это нормальный этап психического развития крохи.
Позвольте привыкнуть к новым людям — не передавайте малыша слишком быстро в чужие руки. Пусть родные и друзья играют с ним, когда он на своей территории (на игровом коврике, у вас на руках).
Чаще держите ребенка не на руках, а рядом, не теряя при этом тактильного или аудиального контакта — поглаживайте его по животу или спинке, массируйте ручки-ножки, говорите с ним, напевайте что-то.
Привлекайте других родственников к кормлению, прогулкам или купанию, чтобы малыш знал: окружающий мир — это не только мама.
Важно! После 15 месяцев страх не прошел? Чаще выходите в свет, увлекайте кроху самостоятельной игрой, знакомьте с детьми чуть старше, которые будут ему интересны, но не отказывайтесь от совместного сна.
Вредные привычки у ребенка: что делать?
2. Ребенок все тянет в рот
Он начинает не только сосать пальчик (как делал еще в утробе), прорезыватели или соску, но и обсасывать руки, ноги, одеяло и игрушки.
Возраст: с 3–4 месяцев до 1,5 лет
Почему это происходит? Так ваш малыш получает информацию об окружающем мире, изучает предметы — твердые они или мягкие, шершавые или гладкие, съедобные или нет.
Снимает дискомфорт при прорезывании зубов. Десенки у крохи в этот период сильно чешутся, таким образом малютка не только избавляется от зуда, но и уходит от неприятных ощущений, отвлекаясь на сосательные движения.
Успокаивается и избавляется от эмоционального дискомфорта, если нет возможности успокоиться у маминой груди. Дети тонко чувствуют любое напряжение вокруг. Если потребность в безопасности не удовлетворена, ребенок начинает сосать палец (или то, что попадется под руку как заменитель маминой груди), чтобы успокоиться, ощутить, что он защищен.
Что предпринять? Уберите все потенциально опасные, особенно мелкие и острые, предметы подальше от малыша.
Давайте крохе грудь по требованию: полностью удовлетворяйте его сосательный рефлекс.
Чаще обрабатывайте и мойте любимые «сосательные» игрушки, меняйте постельное и нательное белье и регулярно проводите влажную уборку, чтобы уберечь от бактерий.
Важно! Если после 1,5 лет привычка постепенно не сходит на нет, стоит серьезно задуматься, что вызывает эмоциональный дискомфорт ребенка.
Питание ребенка в мегаполисе: правильные пищевые привычки
3. Играет с едой
Новое развлечение — размазывать еду по лицу (своему и маминому), по столу, по стенам, лепить комочки, разбрызгивать еду по кухне, плеваться и переворачивать тарелки.
Возраст: с 7–9 месяцев до 2 лет
Почему это происходит? Малыш изучает свойства разных продуктов, консистенцию пищи: жидкая, твердая, кашеобразная.
Учится управлять предметами — с помощью игр с едой кроха может сам совершать действия, видеть последствия, экспериментировать. В такой игре он становится «взрослым», ведь он диктует свои правила. Это очень важно!
Отстаивает свои границы и осознает желания, учится управлять взрослыми. «Суп горячий, в каше комочки, и вообще у меня нет аппетита» — все эти «послания» можно передать маме посредством игр с едой.
Что предпринять? Не стоит кормить малыша с ложечки, так он не только не научится есть самостоятельно, но и откажется от взросления — стоит ему запустить кашей в стену, и мама тут как тут, выполняет за него его «работу». Просто помогайте ребенку, направляя руку ко рту.
Чем старше кроха, тем проще вовлечь его в уборку: это так интересно — повозить тряпкой по полу. Да-да, он не поможет по-настоящему, но станет аккуратнее.
Важно! Если и в 2 года ребенок ест как поросенок, обратите внимание на пищевые привычки других членов семьи: возможно, он берет с кого-то пример?
Детский невроз: почему кроха ковыряется в носу и грызет ногти
4. Пытается сбежать
Одеть малыша невероятно сложно, ведь он ни секунды не лежит спокойно, все время переворачивается, ловко выкручиваясь и уползая.
Возраст: с 9–12 месяцев до 1,5 лет
Почему это происходит? Ребенок физически развивается — освоил перевороты, ползание, и лежать во время одевания или смены подгузника ему скучно. Вот он и использует каждую минутку, чтобы потренироваться (и маму потренировать).
Сбрасывает энергию: у детей ее огромное количество. И ее нужно непрерывно тратить (иначе начнутся истерики, плач).
Что предпринять? Выбирайте более простые варианты: легче надеть подгузники-трусики, чем пытаться ровно застегнуть на уползающем карапузе липучки. Вместо кофточки, регланчика, ползунков, куртки и штанов — человечек и комбинезон.
Отвлекайте кроху, когда вам нужно провести какую-то манипуляцию: включите песенку, дайте игрушку.
Важно! После 1,5 лет «побег» — бунт против взрослого. Малышу что-то не нравится (например, одежда натирает или вы слишком нервничаете в процессе).
5. Бросается вещами
Роняет игрушку, требует, чтобы ее немедленно подняли, и снова бросает.
Возраст: 9–12 месяцев
Почему это происходит? Изменились представления об окружающем мире. Если раньше малыш верил, что вещь существует только тогда, когда он ее видит, то теперь стал догадываться, что она реальна и тогда, когда исчезает из поля зрения.
Так кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил — мама подняла.
Ребенок учится управлять взрослыми. Осваивает принципы социального взаимодействия, догадываясь, что сделать, чтобы получить желаемое.
Что предпринять? Чем активнее участвовать в этой игре, тем больше она будет нравиться малютке. Но если мама перестанет поднимать и возвращать брошенное, интерес угаснет (что тоже плохо). Не стоит отказываться полностью от этой игры, но можно установить лимит (4–6 подъемов вполне достаточно, а потом займитесь чем-то другим).
Чтобы каждый раз не поднимать «потерянные» игрушки, привяжите их на ленточки и покажите, как подтягивать их к себе, только следите, чтобы кроха не запутался!
Важно! К году в норме карапуз переключается на что-то другое. Подобное поведение в более старшем возрасте несет манипулятивную функцию: ребенок показывает, «кто в доме хозяин». Задавайте четкие рамки и сотрудничайте. Он уже все может не только бросить, но и поднять САМ!
Источник: