Монтессори-педагогика: развиваем речь, учимся чтению и письму — | Новости на avtogeek

Мария Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая

Мария Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая и овладение родным языком. В Монтессори-педагогике, как и в традиционных методиках обучения чтению, принято уделять много времени различению звуков речи на слух. И это правильно, ведь заучивание букв и слияние их в слоги предполагает развитый фонематический слух.

К сожалению, мало кто из родителей настолько хорошо знаком с методом обучения языку «по Монтессори», чтобы применить его дома. Между тем многие материалы и пособия, предложенные Марией Монтессори, под силу изготовить самим родителям и предложить своему крохе уже с 3 лет. Важно, что все материалы для обучения должны находиться в свободном доступе для ребенка: лишь он один точно знает, когда и сколько нужно упражняться для выработки того или иного навыка. Мы собрали и предлагаем вашему вниманию самые необычные с точки зрения традиционной педагогики и эффективные приемы и развивающие пособия, которые можно изготовить самостоятельно.

Подготовительные упражнения

Звуковые коробочки Прежде чем начинать обучение чтению и письму, Мария Монтессори предлагала детям подготовительные упражнения. Для усвоения звуковой стороны родного языка необходимо запастись большим количеством мелких игрушек и предметов. Например, наборами аксессуаров для кукол, предметами обихода и прочее. Эти игрушки-предметы нужно разложить в маленькие коробочки, например изпод йогурта. Подойдет и одна большая коробка с выдвижными ящичками. На каждую коробочку (или на каждый ящичек) наклейте букву, которая будет обозначать звук, различаемый в названии той или иной игрушки.

9 лучших игр со словами для развития речи ребенка

В ящичке с буквой «С» будут лежать все игрушки и предметы, в названии которых слышится звук «С» в начале, в середине и в конце слова: лиса, сапог, пес и прочее. А в ящичке с буквой «Ш» — такие игрушки и предметы: кошка, шуруп, мышь и прочее. С малышами 3—3,5 лет в такие игрушки играть просто: спрячьте их в глубокой большой миске, доверху наполненной фасолью. Ручки ребенка погружаются в фасоль и выкапывают игрушки. Задача мамы — назвать незнакомый предмет и попросить малыша повторить, четко проговаривая звук «С».

! Внимание: нельзя требовать от трехлетки произнесения звуков «Р», «РЬ», «Л», «Щ», «Ч».

Навыки письма

Мария Монтессори считала, что, овладевая письмом, ребенок овладевает и чтением. Рисование и письмо — процессы крайне схожие по психофизиологии. В обоих случаях ребенок выражает мысль с помощью графических символов.

Вот почему в Монтессори-группах так много материалов, связанных с подготовкой руки к письму уже с 2 лет. Сейчас никого не удивляет, что руку ребенка необходимо готовить к письму букв, а в начале прошлого столетия подобная мысль была революционной. Но и сегодня некоторые взгляды Монтессори необычны.

Так, она была убеждена, что не стоит начинать обучение письму с печатных букв, и даже ввела понятие «самопроизвольное письмо». С ее точки зрения, ребенок в 3—3,5 года естественным образом подходит к моменту, когда можно наблюдать самопроизвольное изображение языковых символов. Для малыша куда естественнее выводить округлые линии, нежели прямые, из которых преимущественно состоят печатные буквы.

7 предметов для развития фантазии и творческих способностей ребенка

Достаточно предоставить крохе материалы для упражнений и набраться терпения. Однако не будем забывать, что многим малышам с проблемами в зрительно-моторном развитии это довольно сложно. Помогите же им!

Точечные линии

Положите на поднос листки бумаги с различным набором точек и карандаш. Уже в 3 года малыш с удовольствием будет проводить линии от точки к точке, угадывая в получившихся узорах знакомые предметы. Работа эта не простая и требует определенной тренировки.

Штриховка

Механически переписывать или перерисовывать фигуры — одно из любимых занятий многих дошкольников. Эта работа не имеет ничего общего с настоящим письмом, так как малыш еще не знаком с образами письменных букв и не знает их названия. На подносе должны лежать чистые листы бумаги в клетку и в линейку, пусть будут и неразлинованные.

Рядом с ними — стопка с картами для переписывания. На некоторых из них письменные склады в две буквы, на других — в три и четыре. Все склады написаны письменными буквами, не очень мелко, черными чернилами на белом фоне с наклоном и правильными соединениями. На этом же подносе стоит подставка с карандашом. Лучше, когда ребенок начинает писать простым карандашом, им хорошо тренируется сила нажима.

Фактически же овладение этим упражнением — высшая ступень хорошо всем известной штриховки.

Математика для самых маленьких: изучаем цифры и счет!

Играем в буквы

Их можно изготовить из наждачной или бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Этот материал хорошо известен многим учителям и воспитателям: пожалуй, это единственное пособие из всего арсенала, предложенного Монтессори, используемое в школьной практике в советские годы.

Буквы — письменные (прописные и строчные). Согласные буквы наклеиваются на голубой картон, а гласные — на розовый. 3-летний малыш просто обводит пальчиком такую букву, ощупывает вырезанную из наждачной бумаги.  Для лучшего запоминания используется тактильная память, для чего можно поиграть в игру «Угадай букву на ощупь». Завяжите ребенку глаза (можно и просто закрыть, но тогда будет велико искушение схитрить) и попросите угадать, какую букву вы ему дадите. Не обязательно заучивать сразу все буквы алфавита, достаточно поиграть с десятью наиболее часто встречающимися в русском языке: «А», «О», «У», «Е», «К», «М», «Н», «Т», «С», «Р».

Навыки чтения

Как только вы предложили малышу игру с шершавыми буквами, сразу же выкладывайте из этих букв слоги для чтения. Например, озвучив буквы «М» и «А», поупражнявшись в ощупывании с закрытыми глазами, соедините эти буквы, прочитайте: «МА». Затем с буквой «М» соединяются и читаются остальные гласные, получается: «МО», «МУ», «МЫ» и т. д. И сразу же — чтение первого слова: «МАМА». Таким образом, малыш учится составлять свои первые слова и озвучивать их, то есть — читать.

Все слова для чтения делятся на 4 блока, в каждом блоке одни и те же материалы. В розовой серии предлагаются для чтения и письма слова, не содержащие трудностей, то есть «как слышится, так и пишется». Например, «стол», «ваза», «кошка». В зеленую серию входят слова, имеющие в написании йотированные гласные: «Ю», «Я», «Е» («яма», «юла»). В голубой серии читают и пишут слова с другими трудностями: оглушением звонких согласных на конце слов («дуб», «пруд») и безударными гласными в корне слов («молоко», «столы»).

Белая серия включает все слова, со всеми трудностями. Сначала малыш учится бегло читать слова самой простой — розовой серии, затем — зеленой, потом — голубой.

5 вещей, которые должен знать ваш ребенок к 5-летнему возрасту

Слова каждой серии пишутся от руки на карточке, получается список из 15—20 слов. Эту карточку нужно обвести по контуру розовым фломастером.

Списки слов зеленой серии будут на карточке с зеленым контуром, голубой серии — с голубым контуром, ну а белая серия никак не оформляется. Списки малыш может читать в любое время, переписывать из них слова.

По следам

Вырежьте из картона контуры отпечатков стоп и ладоней с написанными на них словами. Слова розовой серии будут написаны на следах с розовой каймой, зеленой серии — с зеленой. Малыш «идет» по дорожке из следов, читая их.! Внимание: нельзя наступать на след, не прочитав слово.

Делаем книгу

Родители могут сами изготовить по одной — две книги для каждой серии, при этом, не забыв нарисовать простые изображения или приклеить наклейки к каждой картинке. Итак, на отдельных листах бумаги напишите фразы и слова, затем – нарисуйте или приклейте изображение, после чего скрепите свою книгу с помощью степлера.

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве: 15 практических советов

avtogeek.ru
Добавить комментарий