Интервью
Читайте также
Санатории учатся выживать в новых условиях
Задолженность за электроэнергию может привести к блэкауту
Петербургские автодилеры обратились за поддержкой к Беглову
Самоизоляция пробудила в россиянах жажду знаний
Петербуржцы стали жаловаться на невыплату зарплаты в связи с коронавирусом. Об этом Business FM Петербург заявил омбудсмен Александр Шишлов, который совместно с правозащитной организацией «Агора» запустил «карантинную горячую линию». Уполномоченный также призвал законодательно уточнить понятие «карантин». Подробнее о ситуации Александр Шишлов рассказал обозревателю Максиму Морозову.
Максим Морозов: Горячая и самая важная тема, которая в последние несколько недель всех беспокоит, это эпидемиологическая ситуация в городе. Какие основные данные по карантину сейчас можно привести?
Александр Шишлов: Сейчас эти данные уже доступны на сайте городской администрации, если зайти, там есть специальный раздел «Covid-19» и там ежедневно обновляется информация, в том числе по числу заболевших, госпитализированных, выздоровевших. Она пока никакого нам оптимизма не внушает, мы находимся в начале развития эпидемии и впереди еще трудные недели у нас, но в этих условиях – я много раз уже об этом говорил – нам надо проявлять самоограничения и следовать всем рекомендациям, которые дают санитарные врачи, и тем рекомендациям, которые принимает правительство города. Они, в общем-то, к простому сводятся: нужно по возможности оставаться дома. И если вы сейчас в таком режиме, что не работаете – не работаете на таком производстве, которое остановить нельзя, работаете на дистанционке или в этих вынужденных выходных днях, то оставайтесь дома.
Максим Морозов: Александр Владимирович, как вы оцениваете меры государственных органов, меры по предотвращению, по борьбе с коронавирусом, которые предпринимаются в Петербурге?
Александр Шишлов: Я как раз только что был в Законодательном Собрании, там обсуждался пакет законов, который внесло Правительство Санкт-Петербурга. У меня двойственное такое к ним отношение – это, с одной стороны, абсолютно необходимые меры, которые должны быть направлены и на поддержку тех, кому сейчас тяжело, в том числе в связи с остановкой работы, и на обеспечение карантинных мер. Но должен сказать, что здесь наши региональные органы власти, и исполнительные, и законодательные, они в сложной ситуации оказались, потому что федеральное законодательство очень слабо регулирует решение тех проблем, с которыми мы столкнулись. Ведь, с одной стороны, любая карантинная мера – это ограничение прав человека.
Максим Морозов: В том числе передвижения.
Александр Шишлов: В том числе передвижения, и трудовых прав, если речь идет о вынужденных выходных днях. И федеральный законодатель, к сожалению, не выполнил функций по определению, что такое карантин, что такое режим самоизоляции, что такое ограничительные меры, какими они могут быть. Региональные власти, в том числе и в Петербурге, в сложном положении оказались. Понятно, что для того, чтобы карантин обеспечивался, нужны в том числе и санкции за его нарушение, хотя главный инструмент – это, конечно, наша общая сознательность, самодисциплина, понимание, что этот вирус настолько опасен, настолько коварен, что мы можем быть его носителями, сами того не зная.
Максим Морозов: Если не ошибаюсь, вы обратились с просьбой, с предложением, с инициативой уточнить основные базовые понятия, которые сейчас у всех на слуху.
Александр Шишлов: Да, но это вопрос к федеральному законодателю. Почему они этого не делают – трудно мне сказать, такой у нас парламент. В Петербурге приходится принимать решения, которые находятся – органам власти, я имею в виду, приходится принимать решения, которые, с точки зрения правовой, с точки зрения чистоты юридических норм весьма уязвимы. Но они необходимы, с другой стороны, потому что они направлены на то, чтобы принимались экстренные меры, направленные на защиту нашего здоровья, нашей жизни.
Максим Морозов: Есть ли перегибы на местах, есть обращения?
Александр Шишлов: Ну, конечно, много. К нам сейчас много людей обращается в связи с тем, что происходит в городе.
Максим Морозов: Какого характера обращения?
Александр Шишлов: Это и то, что касается невыплаты зарплаты, особенно в тяжелой ситуации оказались те, кто работает, так сказать, не в правовом поле, по серому. Потому что их трудовые права сложно защитить. Ну, а что касается того, что сегодня в Законодательном Собрании обсуждается – это дополнительные меры, и, в том числе, об административной ответственности – я думаю, что при всей необходимости этих мер ответственности, в том числе административной, нужно понимать, что все это делается именно в связи с коронавирусом, именно в нынешней ситуации, действие таких вот петербургских мер – оно должно быть ограничено по времени.
Максим Морозов: А что имеется в виду, что за меры, чуть подробнее?
Александр Шишлов: Вот только что, сейчас мы обсуждали законы, которые наделяют правительство дополнительными полномочиями и вносят изменения в петербургское законодательство об административных правонарушениях, штрафы за нарушение режима самоизоляции, за нарушение карантинных мер.
Максим Морозов: То есть мы с терминами еще не определились, но санкцию уже уточняем…
Александр Шишлов: Эти меры нужны, потому что для тех, кто не понимает необходимость самодисциплины и самоизоляции, видимо, инструментом могут быть только меры карательного характера – наказания, штрафы. Но какова будет практика применения – здесь есть серьезные вопросы, потому что в соответствии с тем проектом, который сейчас принят, полномочия по оформлению протоколов, по наложению штрафов, они передаются очень широкому кругу государственных органов, и я думаю, что будет на этой почве очень много неразберихи и конфликтов.
Максим Морозов: Вы вместе с правозащитной организацией «Агора» запустили горячую линию. Кто на нее может обратиться, кто уже обращается, о чем говорит статистика?
Александр Шишлов: Статистику рано приводить, пока третий день она работает. Обратиться может кто угодно, и мы специально сделали разные каналы связи. Можно сделать обращение через мой сайт, там специальный есть раздел, связанный с эпидемией. Кому удобнее пользоваться мессенджерами, можно сделать через WhatsApp и Telegram, там работают адвокаты «Агоры».
Максим Морозов: Это все pro bono, бесплатно?
Александр Шишлов: Да, разумеется. Это наш долг, просто помогать людям, в том числе и информацией. Есть обращения, связанные – самого разного плана – и с трудовыми правами, и с нехваткой средств индивидуальной защиты, и с положением, в котором оказались люди, которые сейчас находятся за рубежом, вовремя не успели вернуться. Отчасти, я думаю, что, может быть, это и их вина, потому что надо было понимать, в какое время они выезжают за границу.
Максим Морозов: Но государство их выпустило.
Александр Шишлов: Но коль скоро они оказались в такой трудной ситуации, это долг государства – им помочь. И мы тоже такими проблемами занимаемся, помогаем людям и информацией, установлением контактов, и, при необходимости, привлекаем федеральные органы власти.
Максим Морозов: А есть данные, сколько петербуржцев сейчас не могут вернуться в страну?
Александр Шишлов: Нет, таких данных, я думаю, нет ни у кого. Хотя оперативный штаб федеральный и аккумулирует эту информацию, но трудно утверждать, что это полная информация.
Максим Морозов: Что ж, Александр Владимирович, спасибо.
Александр Шишлов: Спасибо, берегите себя и оставайтесь дома по возможности.
Источник: