К такому выводу пришел бизнес-омбудсмен Борис Титов после изучения доклада Алексея Кудрина о неисполнении бюджета.
Без поддержки потребительского спроса россиян ждет многолетнее «плато застоя» – Фото: Jeremy Smith / Pixabay — Источник
Читайте также
Уровень конфликтности в российском бизнесе снизился за полгода на четверть
Эксперты поддержали идею Бориса Титова по созданию «банка плохих долгов»
Борис Титов взялся за «гильотину отчётности»
Как отметил глава Счетной палаты, большинство показателей снижались еще в прошлом году. В частности, ощутимо сократился экспорт товаров и замедлился приток инвестиций. Эти примеры показывают, что фундаментальная проблема экономики не в пандемии, заключил Кудрин.
Как пишет Титов, одним из наиболее негативных факторов остается бедность населения: «Почти 20 миллионов человек в нашей стране фактически нищенствуют». Приватизация госимущества, как это предлагает Счетная палата, на 300 млрд рублей позволила бы отменить повышение некоторых налогов, отмечают эксперты. Однако этого недостаточного для снижения социальной напряженности и расслоения доходов, подчеркивает ведущий научный сотрудник ВШЭ Андрей Чернявский. Для повышения уровня жизни и перезапуска экономики, по его словам, необходимо приступать к мерам прямой поддержки.
Ведущий научный сотрудник ВШЭ Андрей Чернявский Здесь же могут применяться и меры прямой поддержки определенных слоев населения. Мы говорим про пособия по безработице, мы говорим об увеличении материнского капитала, о льготном кредитовании для каких-то категорий населения. А потом поддержка бизнеса тоже имеет социальный характер, потому что мы поддерживаем малый бизнес, мы поддерживаем миллионы людей, которые в этот бизнес вовлечены.
Сегодня бизнес-сообщество сосредоточено на снижении или по меньшей мере смягчении налогового бремени. Потенциальное повышение ставок предприниматели в ближайший год вряд ли смогут осилить — поскольку покупательская способность упала до минимума за последнее десятилетие. И предпосылки для быстрого восстановления спроса пока не просматриваются. Некоторое оживление происходит в Интернет-торговле, но власти еще не научились поддерживать ретейлеров в этом секторе.
Вице-президент Союза Деловых Людей Илья Тимошин К примеру, есть сегмент сельхозпроизводителей или много мелких локальных производителей, ребят, которые реально сейчас задыхаются. Их задача – заниматься дистрибуцией своего товара, производить, организовывать правильно внутри процессы. Если государство сделает кластеры или может быть электронные площадки, где соберет всех этих ребят-сельхозпроизводителей, сделает площадку «Сельхозпроизводители Рязани» или Иркутска. Другой регион приходит, смотрит есть такая площадка, выбирает для себя тех производителей, которые ему актуальны. Был у меня небольшой кейс – нужно было найти производство, которое занимается текстилем. Есть Ивановская область – огромное количество таких локальных производителей, которые ждут эти заказы. Спрашиваю «ребята, есть ли у вас перечень?» — нет перечня. Понимаете, какой огромный фронт работы можно сейчас проделать, если вот этих маленьких локальных производителей собрать в инфраструктуру, и еще по тематикам разделить. Получается регион собирает и помогает тем предприятиям, которые есть у них и плюс начинается еще взаимодействие внутри страны между регионами. Почему-то в эту сторону активный упор сейчас не делается.
В прошлом году доходы федерального бюджета превысили 20 трлн рублей, отметили в Счетной палате. Одновременно сложился самый низкий уровень исполнения расходов за 12 лет. И это при том, что исполнение проходило в относительно благоприятных условиях. Цена на нефть марки Urals составляла в среднем $63 за баррель. Инфляция замедлилась до 3%. Как и темпы роста экономики, подчеркивают аудиторы.