С лекцией об исторических причинах экономического лидерства Европы выступил профессор Северо-западного университета США Джоэль Мокир.
С лекцией об исторических причинах экономического лидерства Европы выступил профессор Северо-западного университета США Джоэль Мокир – Фото: Коммерсантъ — Источник
Читайте также
Что будет с экономикой России, Европы и Китая после пандемии. Прогнозы экспертов.
За последние 500 лет европейцы доминировали, покоряли, порабощали и эксплуатировали большую часть остального человечества различными способами. Однако было бы ошибкой сводить экономический прорыв Европы к колониальной экспансии. Это следствие. Причина – в смене мировоззрения. У европейцев не было никаких преимуществ еще в XIII веке, в то время как некоторые цивилизации были более продвинутыми в науке и технологии, отличались высокой грамотностью и большим человеческим капиталом. Но уже в эпоху Возрождения в Европе пересмотрели подходы к наукам Древней Греции и Рима. Скептическое отношение к классическим канонам позволило Копернику, Галилею, Декарту, Ньютону основать новые школы. Базой «великого реванша» и отрыва стали именно знания. Об этом в своей лекции в Российской экономической школе рассказал профессор Северо-западного университета Джоэль Мокир.
Профессор Северо-западного университета Джоэль Мокир Я считаю, что даже без колонии у европейских стран была возможность для развития. И то, что получали колонии, по крайней мере до середины XVIII века, то есть до эпохи хлопка, это просто были украшения, что-то приятное, может быть сахар, но это не имело никакого серьезного значения для развития европейских экономик. Сахар больше вредил человеческим зубам. Действительно, из колонии в значительной степени получали сахар и табак и вряд ли кто-то может сказать какое большое значение для экономического и технического развития имели эти два вида продукции.
Специалисты отмечают, что семья и религия также играют важную роль в экономическом прогрессе. Китай, исламский мир, Индия и еврейские общины в Европе до середины XVIII века в основном представляли собой весьма традиционные общества. В научных трудах почитались взгляды предков и преобладало мнение, что люди прошлых эпох мудрее современников. Европейцы избавились от этой точки зрения. Предполагается, что они были менее привержены поклонению ушедшим поколениям, потому что жили преимущественно в маленьких нуклеарных семьях, а не в крупных кланах. Возможно также, что еще одна из причин европейского скепсиса заключается в политической фрагментации, в неоднородности региона. В ХХ веке опыт Советского союза дал повод экономистам испытывать некоторые иллюзии о преимуществах монопольной роли государства в экономике. Но эксперимент себя не оправдал.
Профессор Северо-западного университета Джоэль Мокир Нет сомнений в том, что плановая экономика имела определенные успехи, но в 1970-1980-хх годах стало ясно, что плановая экономика показала очень низкие темпы и результаты и стала провалом. Вместе с тем я думаю, что в свободной экономике одна из свобод, которой располагают члены общества, быть нестандартными и терпеть неудачу. В целом терпение к изобретениям, к инновациям, к тем, кто не является конформистами является очень важным элементом. Интеллектуальные бунтовщики – вот кто обеспечивает движение вперед.
Колониализм отстраняют от экономических заслуг Запада совершенно справедливо, считает экономист Дмитрий Травин. Другое дело, что долгое время частная собственность там была не защищена так же, как и в России. И речь не только о пиратских нападениях – это частный случай. Гораздо более распространены были грабежи со стороны аристократии. Однако Запад смог измениться. По многим причинам, первая из которых – институциональная. Постоянный отъем собственности приводит к простому раскладу: один выиграл, второй проиграл. В условиях защищенности в плюсе остаются все. Производители и предприниматели в большей степени, но именно они обеспечивают инновационный вклад в экономику. Таким мнением поделился профессор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин.
Профессор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин Те преобразования в науке, которые произошли в основном в XVII веке имели связь с бизнесом, с производством, и благодаря этим переменам тот бизнес, в котором собственность защищена смог обеспечить инновации. Вот так запад и изменился. Для России можно сделать выводы, что если мы хотим, чтобы в нашей стране была не стагнация в экономике, которая у нас с 2009 года, уже 11 лет, а развитие, то нужно сделать как минимум две вещи: защищать собственность как российских бизнесменов, так и зарубежных, и не только бизнесменов, но и рабочих, и служащих, и профессоров – всю собственность надо защищать. А второе – надо не отрезать нашу страну от развитых стран мира всякими протекционистскими барьерами и политическими конфликтами, а надо побольше сотрудничать, тогда научная эволюция, научно-техническая эволюция придет и в Россию.
Годом ранее во Всемирном банке подсчитали, что почти половину всего совокупного богатства России составляет человеческий капитал. Это относительно много для сырьевой державы, но по сравнению со средним показателем развитых стран в 70% — довольно скромно. Чтобы догнать развитые экономики по этому показателю, подсчитали международные аналитики, стране потребуется от 50 до 100 лет.