Я воздержался от объяснений к теме о отмене г-ном Эрдоганом указа Ататюрка, превратившего Св. Софию из главной мечети Порты, каков она была при Османах, в музей, и возвращении Айя-Софии статуса молельного дома, так как о «политическом факторе» этого шага писали все. А сейчас есть повод разобрать, выскажемся так, экзистенциальный нюанс препядствия,- и это весьма любопытно…
Ни для кого не тайна, что г-н Эрдоган жаркий приверженец идеологии «нео-османизма», другими словами, «новейшего османизма». А что такое «османизм» совершенно? Это идеология Порты, идеология всепригодной, наднациональной империи, скрепленной единой и единственно верной идеологией, — Исламом. При всем этом не исключено существование стран, где Книжку чтут по-другому, но такие страны (христианские) должны пребывать
в подчиненном положении. Обоснование: Рум — это Мысль. 1-ый Рум был языческим, и пал, когда величавый пророк Иса принес новейшую, правильную Идею, а 2-ой Рум (христианский) пал, уступив пространство носителям Ислама, другими словами, Идеи Исы, но в уточненном, окончательном виде. Таковым образом, в осознании «османистов» конкретно Порта, где султан титуловался кайсар аль-Рум (кесарь Рима), была Третьим (мусульманским) Румом,
а четвертому не быти. И вот от этой-то идеологии наотрез отказался Ататюрк. Он, рассудочный человек ХХ века, отринул «османизм» и предложил обществу идею «турецкого этатизма». Сущность: мы — турки, экзистенциализм — фигня, прагматика — наше всё; нам не нужна империя (недешево и ни к чему), нам не необходимы чужаки и их коренные местности, которые лишь обуза; нам необходимо наше, турецкое правительство, но не гнилое, а мощное,
современное, влиятельное. Конкретно реализуя эту Идею, Мустафа Кемаль лишил Айя-Софию статуса второго опосля Каабы знака духовной победы Ислама и первого знака его политической победы, придав храму Юстиниана оптимальный статус музея. И так было длительно. Пока Турция не стала, как и грезил г-н Ататюрк, мощным, современным, влиятельным государством. А когда это случилось, неглупые люди, размышляя
о миссии Турции в XXI веке, возвратились к «османизму». В варианте «нео». Проф. Давутоглу, доведший доктрину до блеска, исходит из того, что Мысль Империи, как universum, никуда не может деться, Рим экзистенциально обречен быть Римом, а как следует, Турция не может не возвратить для себя статус Империи, покровителя не только лишь всех тюрок (эту мечту Ататюрка под колебание не ставят), да и всей международной уммы, —
а узреть флаги Ислама над соборами Св. Петра, Св. Стефана, Св. Павла и Нотр-Дам, как завещали Фатих и Кануни, естественно, лучше, но не непременно добиваться этого клинком; с течением времени будет все, а пока что необходимо просто быть кандидатурой умирающему христианскому миру. В этом смысле, изменение статуса Св. Софии — декларация возрождения Империи и претензий на ее зону воздействия. Это соображают почти все. Но не все:
«В Святую Софию были достаточно дорогие билеты. Сейчас билетов не будет. В этом плане наши туристы выиграют…», — гласит г-н Песков, другими словами:
Фактически, всё. Яснее не истолкуешь. От себя остается добавить одно. Уж кто-кто, но г-н Песков не «любой утюг«. Он лучше кого угодно ознакомлен о настоящих ценностях Верховного, и может дозволить для себя, не принимая серьезно лабуду про «сакральные смыслы», озвучивать настоящие экзистенциальные ценности Кремля, а именно, насчет бесплатного входа в прошлый музей. И это полностью разумно. Тем более, на данный момент, опосля триумфа Поправок, верно определившего, что для «глубинного народа» принципиально, а что до фени…