Дорогой Готэма

Посмотрел «Джокера». Жизненно. Заставляет задуматься и оглянуться вокруг. Авторы фильма, как мне представляется, очень близко подобрались к ключевой проблематике дня сегодняшнего: мир сошел с ума! Он, как главный герой А’ртур Флек (будущий «Джокер») — давно и безнадежно болен.

Очень точно, до мельчайших подробностей, передана существующая пропасть, просто абиссальная глубина между богатыми и бедными. Помимо классового расслоения, достигшего поистине угрожающих масштабов, налицо социально-урбанистический хаос, возникший по причине того, что местные толстосумы во главе с Томасом Уэйном (претендующим на роль абсолютного властителя в черте города) в погоне за прибылью, тянут последние соки из Готэма и его обитателей, сами при этом роскошествуют. Рядовые горожане, по сути, раздавлены (в общественном отношении) и бесправны. Вынуждены не жить, а выживать. Безысходность такая, что просто выть хочется. И основным  лейтмотивом этих «людишек» (читается на экране «между строк») являются досужие размышления А’ртура, которые он записал у себя в дневнике и потом делится ими со своим social work: «Надеюсь, в моей смерти будет больше смысла, чем в моей жизни…»

Впрочем, не буду пересказывать дальнейший сюжет, ибо он, куда как интереснее звучит в прочтении уважаемых историков Клима Жукова и Егора Яковлева с мнением которых, в общем, согласен. Приведу несколько цитат из их разбора:

Клим Жуков: «Разные страты общества, две разные вселенные – Джокеры и Уэйны. Именно Уэйны и порождают Джокеров, как бы это страшно не звучало. Когда одним, не просто наплевать, они даже не думают, что где то там есть какие-то еще люди и все мысли у них про этих людей возникают только тогда, когда они им причиняют какое-то неудобство, как минимум своим появлением. Ну чего ты появился, чего ты воняешь здесь и приличному человеку портишь отдых…?!  […] Общество устроено так, что ему вообще некуда податься. А когда жизнь превращается в ежедневное выживание… даже смерть не так ужасна, потому что смерть ставит окончательную жирную точку. Жизнь ради того, чтобы не сдохнуть — это не жизнь во-оо-бще!»

Егор Яковлев: «Урок фильма «Джокер» заключается в том, что неминуемо вождем масс станет маньяк и психопат или кто-нибудь другой, но точно не революционер, если не будет партии с позитивной созидательной программой, того, кто придет на смену несправедливому, отвратительному и мерзейшему социальному порядку против которого эти массы восстали».

Другой пример, либеральный канал «Дождь» интеллигентно (вполголоса) приглашает нас к принятию той мысли, что, оказывается, не стоит стесняться своих симпатий к главному герою. Хм, и при этом пускает в эфир, по сути, полярный тезис (очевидно, вопреки своей редакционной политике), а именно, экспертное мнение коллеги психолога острой социальной направленности, которая давно и успешно практикуется в США. Её слова, адресованные предыдущему оратору, по-моему очень точно ложатся в современную действительность и ставят ей неутешительный диагноз: «Я считаю, что он категорически неправ, когда говорит, что все находятся в равных условиях, это такое глубокое заблуждение, которое в Америке мы пытаемся, в частности психологи, преодолевать, работая в направлении social justice (социальная справедливость), потому что, знаете, есть такое понятие, как color blindness (дальтонизм), когда говорят, например, ну, неважно какого ты цвета черный ты или белый – все равны, и эта вот такая «слепота» к цвету, такой расовый дальтонизм, он и делает так, что люди, которых угнетают — их продолжают угнетать, в то же время, как есть люди, которые уже рождаются привилегированными и попадают на этот социальный лифт, их прямо жизнь на него сажает, из маминого живота, и едут вверх, а кто-то вверх не едет…» 

На этом о фильме пока всё. К слову, меня мало интересует вселенная DC, только в проекции на реальность. А она очень сильно перекликается с тем, что показано на экране. И если переложить увиденное на нашу сегодняшнюю действительность (речь в данном случае об РФ) — диву даешься, сколько общего между «киношным вымыслом» и явью.

Ну, посудите сами:

Мусорные бунты в ряде регионов и областей, народ протестует против свалок и мусоросжигательных заводов, яркий пример Шиес, а также экоцид в самой Москве – полигон-свалка «Кучино» и Мусоросжигательный завод №4 в Некрасовке (ЮВАО);

пресловутое «дело врачей» (онкоцентр им. Н.Н. Блохина) и ликвидация здравоохранения в целом, как отрасли;

антропогенный фактор (пожары, наводнения и прорывы);

поступательное урезание всех социальных обязательств государства перед гражданами (наследие «совка»);

фискально-поборная удавка;

и прочий чиновный произвол и беспредел из серии: «государство не просило вас рожать», «надо меньше питаться», в т.ч. активно задействуя  усмирительно-карательный аппарат.

Нарастающий массовый психоз и истерия в обществе, это можно наблюдать по недавним событиям в Саратове и в Забайкалье, когда солдат-срочник расстрелял 10 своих сослуживцев. Очевидно, что общество не вполне здорово, и, похоже, беременно вскрытием социального нарыва, зревшего все эти годы, благодаря действиям властей.

Одним словом, мы стремительно погружаемся в бездну и кризис обретает уже каскадную форму.

И возвращаясь к предмету обсуждения, есть у фильма и оборотная сторона медали, которая в полной мере раскрывается в финале, и она, отнюдь, не на стороне всех униженных и оскорбленных, обитателей дна.

Вероятно, создатели фильма (в лице своих нанимателей-заказчиков) не до конца просчитали весь кумулятивный эффект, который способна вызвать эта злободневная картина в умах большей части сегодняшнего социума (вплоть до мэйнстримного), наивно полагая, что им не только под силу канализировать «народный гнев», но еще и «монетизировать» его. И что по их сценарию судьба всех «зарвавшихся психопатов», возомнивших себя революционерами, в лучшем случае, — психушка (что и продемонстрировано в эпилоге картины), забывая о том, что в мировой истории не раз, и не два случались роковые просчеты, ведущие к конечному срыву планов «избранных», из числа местных элит (неприкасаемых), когда мнящие себя мессией главковерхи, вдруг, в одночасье теряли все, будучи преданными своим же ближним окружением (некогда клявшимся им в
верности до гробовой доски), и в какие одежды они бы не рядились (являясь проводниками идей крупного капитала), под какими бы масками не прятали свое лицо, сами в итоге оказывались на эшафоте.

 

Источник: narzur.ru

avtogeek.ru
Добавить комментарий