Как трансформировались вузы в эпоху пандемии — | Новости на avtogeek

Business FM Петербург выяснил что мешает виртуальному сотрудничеству вузов, как измерить их вклад в экономику и как эксперты оценивают развитие образовательных технологий во время пандемии

Для большинства технических вузов Петербурга «пандемический» переход на «удаленку» не стал шоком — Фото: mohamed Hassan / Pixabay — Источник

Читайте также
Насколько эффективно дистанционное школьное образование?

В прошлом вклад университетов в экономику оценивался проще: он заключался в генерации новых знаний и подготовке кадров. От вузов в XXI веке требуют гораздо большего: связи с индустриями реального сектора, взаимодействия с бизнесом и госслужбой и — пример в коронавирусном контексте – с медучреждениями. Однако как показала пандемия, представители разных сфер пока не имеют постоянной общей площадки для дискуссии на одном языке. Взять те же проблемы эпидемиологии в эпоху ковида: специалистам есть что обсудить. Это нюансы статистики и коллективной паники, оценки финансовых рисков госрегуливания и мер поддержки. Университет должен стать некой соцсетью для чиновников, ученых, экономистов и предпринимателей. О значении подобной площадки на Гайдаровском форуме рассказал ректор Европейского университета в Петербурге Вадим Волков.

Ректор Европейского университета в Петербурге Вадим Волков Вопрос, который всегда ускользает – это на каком языке будут разговаривать люди из разных дисциплин. Это вопрос создания социальных сетей и создания пространства коммуникации, где бы люди встречались и не пугались друг друга, а могли бы что-то совместно делать там. У нас таких пространств страшный дефицит, потому что ученые сидят в своей скорлупе, бизнес сидит в своей скорлупе, финансисты в своей скорлупе, региональным правительствам что-то совершенно свое надо и не площадок, где бы они постоянно рутинным образом разговаривали. Нет общих форм жизни. Короче говоря, университет – это место кристаллизации новых сообществ. И последний тезис: Россия – постимперская страна, она как была, так и остается многоконфессиональной, полиэтничной, многокультурной и здесь социальные эффекты университета не померить. Университеты – это то место, которое создает полиэтничную, единую, новую образованную элиту. Другого места я не знаю.

Для большинства технических вузов Петербурга «пандемический» переход на «удаленку» не стал шоком. Во многих заведениях уже около пяти лет в той или иной степени практиковали совмещенные форматы обучения. Однако неучтенным остался человеческий фактор. И не сказать, чтобы минувший год дал ответы на все внезапно возникшие вопросы – их предстоит искать вместе с социологами, психологами и антропологами.

Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев Мы не ожидали и не были готовы, мы не учли социальные разрывы, которые были связаны с ментальными вещами — отрыв студентов, преподавателей, сотрудников из среды. Наверное, мы впервые ощутили, особенно в сентябре и в октябре, когда позволили в российских университетах вести такую контактную форму обучения, как практикумы и лабораторные работы в аудитории — был полный аншлаг. Прежде всего студенты соскучились по той среде и по той атмосфере, в которой они находились. Вот это, наверное, была большая проблема и она, мне кажется, пока еще остается несмотря на то, что можно купировать эту ментальную проблему.

Несмотря ни на что, пандемия сорвала с онлайн-общения ярлык ненормальности или экстраординарности. Еще год назад участие в конференции по видеосвязи расценивалось бы в академической среде как неуважение и неполноценное погружение в процесс. Сегодня это стало нормой. Но одновременно снятие психологических барьеров повысило конкуренцию между образовательными учреждениями.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау Дистант еще более будет требовать повышения квалификации преподавателей. Несомненно, вся эта конкуренция обострится. Но обострится конкуренция не среди вузовских структур — она была и она будет, кстати она еще более обострится, когда не понадобится живой переводчик, когда технический перевод просто заменит живой и языковых барьеров просто не будет. Мы же конкурируем не столько друг с другом, сколько с другими источниками образования, особенно дистанционного, особенно поствузовского. Мы конкурируем и с банками, с корпоративными университетами.

Несмотря на осторожный «ректорский» оптимизм, студенты в большинстве своем считают обучение в дистанционном формате менее эффективным, чем традиционное. Как показал последний опрос Высшей школы экономики, две трети респондентов признались, что постоянно откладывают выполнение заданий «на потом». А треть пожаловались на возникшие проблемы со сном. Впрочем, ровно столько же отметили, что стали заметно меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.

avtogeek.ru
Добавить комментарий