Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.
(В.И. Ленин)
Запланированная в Центральном доме кинематографистов (Доме кино) в Москве презентация дебютной полнометражной киноленты киностудии «Лугафильм» (ЛНР) «Ополченочка», режиссера Алексея Козлова сорвалась из-за позиции руководства учреждения. В частности, члены худсовета посчитали ленту, рассказывающую о событиях Донбасской войны, длящейся уже семь лет, излишне жестокой и политизированной. Подобное отношение российских деятелей культуры к фильму, снятому в ЛНР, вызвало предсказуемую и бурную реакцию общественности.
Продюсер фильма, директор студии «Лугафильм» Роман Разум рассказывает: «Кинопрокат в России нашей ленте не светит точно, прокатчики сказали, что не станут вкладываться в рекламу нашего фильма, а сами мы не сможем, поскольку это сотни миллионов рублей. Да и, в целом, у нас сложилось ощущение, что то, какое кино смотреть в России, решают зарубежные студии, в том числе и какие патриотические ленты можно показывать, а какие нельзя. Потому что в патриотической тематике упор делается на период Великой Отечественной войны, что очень важно, конечно, но это наше прошлое, а реальность уже другая».
На защиту подвига советского народа в годы Великой Отечественной встало российское государство. Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская выступила с инициативой о запрете приравнивания СССР к нацистской Германии, и ее поддержал президент РФ Владимир Путин, который поручил Госдуме подготовить в весенней сессии проект закона о запрете публичного отождествления роли СССР и гитлеровской Германии. И это правильно. Но ведь желающие переписать историю и пересмотреть итоги Великой Отечественной войны плодятся и множатся прямо здесь и сейчас, а каково мнение Российской Федерации на счет современного неонацизма, возрожденного западными кукловодами на постмайданной Украине? Кто и как защитит правду о сегодняшней героической борьбе Донбасса с бандеровщиной киевского разлива?
Украинские деятели «культурки» годами надрываются на ниве русофобской пропаганды, проталкивая свое ущербное видение Донбасской войны на все возможные площадки. В 2017 году кинематографическое извращение «Полет пули» (режиссер Беата Бубенец) о нелегкой доле нацистов — боевиков «Айдара»* (запрещен в РФ) в рамках фестиваля «Артдокфест» демонстрировалось в Москве, в кинотеатре «Октябрь», а до этого было показано в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. И никакие российские официальные структуры в это безобразие не вмешивались, как будто так и надо — в городе-герое крутить «фильму» про няшек-бандеровцев. Остановили этот кошмар, как это обычно и бывает, рядовые граждане, неравнодушные патриоты, которым было невыносимо наблюдать в столице России глубоко антироссийское пропагандистское кино, и которых задержали сотрудники правоохранительных органов за срыв показа.
Сама Бубенец просто млела от ненаглядных айдаровцев, поливая грязью жителей восставшего против неонацизма Донбасского края: «Я на стороне украинцев. Я ведь не зря там говорю, что вот такие сепаратисты трусливые, не потому что я хотела угодить тем самым айдаровцам. Я действительно так считаю… Донбасс привык жить, встроенный в определенную систему. Если разрушить эту систему, они не знают иного способа существования. Поэтому они боятся брать ответственность на себя, они не привыкли жить по-другому». И этой махровой русофобке и поклоннице нацистских бандформирований в РФ дали зеленый свет, а луганским патриотам все входы и выходы закрыли, доставив немалую радость украинствующим не-братьям, которые сейчас утробно ржут над тем, что «боевикам самопровозглашенной ЛНР» Москва запретила показывать пропаганду про «оккупированный Донбасс».
Между тем, неонацистская идеология шагает по планете в виде кино — «важнейшего из искусств». Насквозь пропагандистский и лживый фильм «Киборги», посвященный «героическим защитникам Донецкого аэропорта от российских оккупантов» (прости, Господи), был показан в Минске, Таллине, Вене, Вашингтоне, Варшаве, Гааге, Брюсселе, Вильнюсе, Будапеште, Загребе, Хельсинки, Оттаве.
Или военная трагикомедия «Донбасс» — совместное производство компаний из Украины и еще четырех европейских стран – Германии, Франции, Нидерланд и Румынии. Режиссер этой дорогостоящей ахинеи Сергей Лозница выступил на пресс-конференции Каннского фестиваля, куда привез свой кинопродукт, и вряд ли его пламенная речь отличалась от того, что он обычно говорит в интервью: «Донбасс не регион, а понятие, и это стало возможно потому, что криминальные отношения там — основа жизни, и у многих людей, живущих там, нет почвы под ногами. И это проблема, с которой любой власти в Украине придется иметь дело, а нам, ее жителям — повседневно сталкиваться». Эту ленту ее создатели собирались демонстрировать и в Москве, но потом почему-то отказались от этой мысли — и слава Богу.
Кинобред «Атлантида» номинирован на премию «Оскар», а на 76-м Венецианском международном кинофестивале даже получил специальный приз. Краткое содержание этого увража потрясает воображение: «События фильма разворачиваются в 2025 году, после будущей победы Украины в войне с Россией. Оккупированный Донбасс возвращен в состав страны, но его территории признаны непригодными для проживания. Однако на фоне опустошения рождается новая любовь».
Всей этой хорошо организованной кинематографической атаке Россия смогла противопоставить разве что нашумевшую картину «Крым», проспонсированную, к слову, министерством обороны РФ, в которой создатели бегали как нечистая сила от ладана, от любой политизации. В результате получилось то, что получилось: как метко выразился публицист Павел Раста «три «б» — беззубо, бездарно, бессмысленно, сделав неутешительный вывод «кто не желает или боится транслировать собственную государственную идеологию, обречены на то, что их население будет употреблять чужую».
Уже упомянутый директор «Лугафильма» Роман Разум в недоумении разводит руками, слушая аргументы, больше напоминающие дешевые отмазки, российских кинодеятелей по поводу отказа в презентации «Ополченочки» в Москве: «Сказали, что наш фильм – это сплошь политика и жестокость. А поскольку в сентябре в России будут выборы, они хотели бы избежать политизированности. На мой взгляд, это ничто иное, как трусость культурной элиты России, которая боится признать борьбу Донбасса. Неприятно, мерзко. Потому как в формате ток-шоу на российском телевидении говорится совсем другое, но так такой формат – в одно ухо влетело, из другого вылетело, а кинолента – это важный культурно-исторический продукт, который заставляет сопереживать, осмыслять и обращаться к теме Донбасса даже далеких от нее людей. Мы обращались и по поводу показа фильма на российских телеканалах, но там говорили примерно то же, что это «политика», ищите, мол, понимание в Администрации президента, если там дадут добро, то мы поставим в эфир».
А что эти нежные создания ожидали увидеть в фильме о войне? Любовь-морковь и лютики-цветочки? Война обычно и бывает жестокой, если кто до сих пор не знал, граждане ЛДНР семь лет сражаются и выживают в жестокости, на которую российским чиновникам слабость нервов смотреть не позволяет. Возможно, «Ополченочка» — не шедевр мирового кинематографа, но в битве пропаганд она оружие, не только не уступающее по силе воздействия всяким отвратным «киборгам», а многократно превосходящее их, но в любом случае другого у нас для вас нет. Пока нет.
Независимый британский журналист и видеоблогер Грэм Филлипс, известный репортажами из охваченного войной Донбасса, в свое время сказал, что западу правда не нужна, она только мешает подаче материала в необходимом ключе, поэтому там и не проявляют объективности в репортажах об Украине и Донбассе. И ни «Ополченочке», ни иным кинолентам о Донбасской войне, если такие появятся и будут сняты максимально объективно, не светят ни Канны, ни Венеция, ни «Оскар». Но нужна ли эта правда самой России, в лице чиновников от кинематографа привечающей явных идеологических врагов типа Бубенец и отвергающей луганских братьев, вот в чем вопрос.
Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина