Федор Щербаков, никогда не работавший в кинопроизводстве, является сыном высокопоставленной сотрудницы Центробанка. А еще его называют приятелем Дмитрия Пескова.
Очередное странное назначение произошло в Петербурге. Новым директором «Ленфильма» стал 40-летний житель Москвы Федор Щербаков, никогда не имевший никакого отношения к кинопроизводству. Если, конечно, не считать, что его дед — Владимир Григорьевич Рыклин — был известным советским оператором и работал на студии «Центрнаучфильм».
СЛУГА МНОГИХ ГОСПОД
На аватарке Федора Щербакова в «Фейсбуке» стоит фотография пластиковой бутылки «Кока-колы» с надписью на этикетке «Федя». И это весьма ярко характеризует креативность и творческие способности нового назначенца.
По образованию Щербаков — журналист, но это полбеды. Что такое журналист, получивший высокий административный пост, отлично видно на примере главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, рассуждающего о скорой колонизации Луны и критикующего Илона Маска.
Настоящая беда в том, что Щербаков, судя по всему, имеет смутное представление об отечественном кино не только как свежеиспеченный директор «Ленфильма», но даже как рядовой зритель. В первом интервью в новой должности он причислил «Белое солнце пустыни» к своим любимым картинам, снятым на студии, которую теперь будет возглавлять. Однако, как известно, легендарный фильм Мотыля создавался на двух крупнейших киностудиях СССР — «Ленфильме» и «Мосфильме», а в первом его кадре всё же появляется эмблема именно «Мосфильма». Это, конечно, нюанс, но что может быть важнее нюансов в такой идеологически непростой сфере, как кино?
Официальная биография Федора Щербакова не дает четкого ответа на вопрос, кто и зачем послал его в Петербург.
«Интересант» выяснил, что долгое время Щербаков (совсем еще юноша!) обретался рядом с бывшим вице-премьером Дмитрием Козаком, вероятно, в качестве своеобразного пажа, — был пресс-секретарем полпредства в Южном федеральном округе, советником президента «Олимпстроя», помощником министра регионального развития РФ. Но Козак вряд ли бы стал сейчас хлопотать за Щербакова. Его возможности после январской замены правительства резко сократились. В должности замглавы администрации президента он занимается исключительно Украиной.
Также Федор Щербаков работал у Геннадия Тимченко в «Стройтрангазе», и опять же — не на первых ролях. Конечно, можно предположить: а не приглядывается ли Тимченко (или какой-нибудь дружественный ему олигарх) к комплексу зданий «Ленфильма»? Но даже если бы это было и так — не проще ли взять и забрать эту территорию, чем устраивать комбинацию с назначением «своего» директора?
Должность директора холдинга «Фёрст медиа инвест» (в него входят несколько малоизвестных региональных интернет-изданий и такой гигант как «Советский спорт»), с которой Щербаков был перемещен на «Ленфильм», также не может считаться трамплином для прыжка — так круто без поддержки не «прыгают».
Так откуда же на самом деле взялся новый директор? И почему Росимущество — акционер киностудии — остановило свой выбор именно на нем?
ПЕСКОВ, НАБИУЛЛИНА И «ВОВА ПАПИРОСА»
Как стало известно «Интересанту», Федор Щербаков связан с плеядой политологов, издревле работающих на Кремль. В числе его близких контактов — Евгений Минченко, Константин Калачев, Сергей Зверев и — главное — Владимир Табак (в узких кругах — «Вова Папироса»), которого называют главным куратором информационной политики Смольного по линии АП.
А кроме того в политологическом и журналистском сообществе Щербакова считают приятелем Дмитрия Пескова. Нельзя, конечно, исключать, что «фигурант» сам распространяет слухи о приятельских отношениях с пресс-секретарем президента. Тогда Песков после нашей публикации, по идее, должен опровергнуть свое близкое знакомство с новым директором киностудии «Ленфильм». Хотя, с другой стороны, что плохого в том, если они действительно приятельствуют? Это же — не криминал! И ведь всем понятно (а разве нет?), что это совсем не Песков сыграл решающую роль в назначении Щербакова на «Ленфильм», а просто были по достоинству оценены его потрясающие менеджерские и творческие данные.
Кстати, мы вот тут иронизируем и даже немного подкалываем нового директора «Ленфильма», а если верить рассказам знающих людей, он очень амбициозен. В 30 лет господин Щербаков получил должность вице-губернатора по внутренней политике Волгоградской области (губернатором тогда был Анатолий Бровко). На этом посту он отработал всего пять месяцев и подал заявление об уходе, объяснив, что хочет вернуться в Москву и работать в крупной политтехнологической компании.
Эти амбиции, скорее всего, связаны с непростым социальным происхождением Федора Щербакова. Мать нового директора «Ленфильма» — Марина Владимировна Рыклина, тоже журналист по образованию, — с начала девяностых занимает крупные посты в государственных и общественных структурах. В течение 13 лет (с 1991 по 2004 год) она возглавляла пресс-службу МЧС РФ, то есть непосредственно и ежедневно взаимодействовала с Сергеем Шойгу. Позже была руководителем пресс-служб Общественной палаты РФ и Высшей школы экономики. А с 2015 года занимает должность директора департамента по связям с общественностью Банка России, то есть является (барабанная дробь!) главной пиарщицей Эльвиры Набиуллиной.
РАЗРУЛИТЬ ДОЛГИ «ЛЕНФИЛЬМА» ПОМОЖЕТ МАТЬ?
Напомним, что одной из главных финансовых проблем «Ленфильма» является задолженность по кредиту в 1,5 миллиарда рублей (плюс проценты), который в 2013 году выдал банк ВТБ под план реконструкции студии. Выплачивать эти деньги не из чего — «Ленфильм» не смог осуществить реконструкцию и не производит коммерчески успешных фильмов.
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук, который и был инициатором взятия злополучного кредита, год назад обращался в Кремль с просьбой погасить его за счет государственной казны. Чтобы получилось, так сказать, «обнуление». Но эта идея казалась странной и тогда (почему государство должно дополнительно финансировать ВТБ?), а сейчас, с учетом кризиса, она нереализуема вообще.
В начале лета в СМИ уже вбрасывался слух о неминуемом дефолте «Ленфильма», впоследствии опровергнутый. Но понятно, что нажим со стороны кредитора осуществляется весьма ощутимый. И вот теперь директором киностудии назначается сын высокопоставленной чиновницы ЦБ, давно и плодотворно работающей с Эльвирой Сахипзадовной.
Совпадение? Не думаем. Вполне возможно, что в чьей-то голове (не будем конкретно показывать на голову Бондарчука) родилась мысль, что таким способом можно будет защититься от финансовых претензий. А может, даже и разрулить скандальную историю с невозвращенным кредитом с помощью ЦБ?
Интересно, кстати, что Бондарчук выступал с критикой Инессы Юрченко, которую в феврале 2020 года с подачи Никиты Михалкова назначили временно исполняющей обязанности директора «Ленфильма». А кандидатуру Щербакова, если верить рассказам, он воспринял с большим энтузиазмом. При этом Юрченко, в отличие от нового директора, — профессионал с большим опытом кинопроизводства и продюсирования.
И ПРИШЕЛ ЛИКВИДАТОР?
Мы изложили несколько версий появления Федора Щербакова на «Ленфильме». Но достоверно установить, какая именно из его связей сработала — Козак, Тимченко, Песков, Табак, Бондарчук, мама, — не представляется возможным. Да это и не особо важно.
Важнее другое: в Петербург, на одну из наиболее значимых должностей в сфере культуры, назначен абсолютно технический персонаж, с которым никакого подъема киностудии «Ленфильм», очевидно, не произойдет ни при каких обстоятельствах. И действительно, если поставить рядом, например, успешного и известного всей стране директора «Мосфильма» Карена Шахназарова и нашего Щербакова — станет понятно, на сколько позиций Питер сейчас ниже Москвы. На целую лестницу.
Факт назначения Федора Щербакова на «Ленфильм», на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что легендарную в прошлом студию решили окончательно угробить. Потому что проходная фигура обычно необходима именно для ликвидации. А для возрождения нужна знаковая фигура.
И такие люди-символы в Петербурге и Москве есть. Это не только Александр Сокуров и Алексей Герман-младший, режиссеры с мировым именем, искренне переживающие за судьбу «Ленфильма», — каждый из них давно достоин занять директорское кресло. Это и Сергей Сельянов, самый успешный кинопродюсер России (он точно ровня Шахназарову). И молодой режиссер Клим Шипенко, автор наиболее звучных и коммерчески успешных картин последних лет — «Салют-7», «Текст» и «Холоп», завоевавших все возможные премии и призы.
Увы, кадровая политика ставит подобных талантливых людей на вечную паузу, а на «перемотку вперед» включаются люди типа Щербакова. В Петербурге это, кстати, уже второе скандальное назначение с начала сентября. Накануне Дня памяти жертв блокады директором Пискаревского мемориального кладбища был назначен Евгений Панкевич, экс-председатель Комитета по развитию туризма, «прославившийся» идеей привлечения в Питер туристов из Африки с помощью снега, который они «никогда в жизни не видели», и крайне неудачным логотипом Петербурга в виде бирюзового солнца. Конечно, парня нужно было куда-то пристроить, ведь его отец — Виктор Панкевич — как-никак заместитель полпреда в СЗФО. Но при чем тут Пискаревское кладбище?
Из уст госпропагандистов часто можно слышать, что Россия поднялась с колен. Но в реальности с колен поднимаются дети больших начальников — и получают новые должности, которые им явно не по плечу. Так происходит самодискредитация власти.