Неудачный опыт — это тоже опыт, позволяющий сделать работу над ошибками. Но это в нормальном обществе и в здоровом государстве, живущем не по лекалам путинской России. Из акций, организованных штабами Алексея Навального, их западных и местных спонсоров выводы сделаны, только не те, что было бы, на мой взгляд, нужно.
Вместо организации общероссийского общественного диалога с участием самых широких гражданских сегментов, вместо снятия шор и возвращения в реальность, вместо осознания той беды, куда катится страна и куда толкают народ, и штабы Навального, и власть принялись расчеловечивать друг друга и нахваливать себя. В сети выплеснулось огромное количество постов и комментариев со взаимными обвинениями и собственными оправданиями.
Но если «школоту» понять можно, там и личные амбиции, и отработка заказов, и драйв, то правящий режим не придумал ничего лучшего, как отряхнуть от нафталина былые успехи и победы Путина в Интернете, в очередной раз представим их обществу под закисшим соусом «верной дорогой идём, товарищи». Причём под товарищами подразумевается только ограниченный круг офшоризированных лиц.
Почему-то показался особенно выпуклым и обратил на себя внимание активно рапространяемый в сетях и в сегменте прокремлёвских блогеров перечень. В нём значится следующее:
«Как Путин списывает долги.
Монголии простил 11 млрд. но подписан контракт на 67 миллиардов на добычу палладия.
Сирии простили 10 млрд., но поджписал контракт на 110 млрд. на восстановление инфраструктуры, добычи и продажи нефти.
Кубе простили 32 млрд., но заключили договор на 49 лет о размещении баз ВМФ и установки систем обнаружения и пуска ракет.
Анголе простили 11,2 млрд, но подписали контракт на 50 млрд. на добычу бокситов, алмазов и редкоземельных металлов…»
Народ у нас отучен мыслить критически. Сказано верить, значит, следует безоговорочно воспринимать любую туфту, которую скармливает официальная пропаганда. Поискал информацию о монгольском палладии. Не нашёл ничего более-менее объективного. Есть информация, что в сентябре 2019 года президенты России и Монголии — Владимир Путин и Халтмаагийн Баттулга — подписали новый Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
В ней говорится «о перспективах оборонного, военно-технического и антитеррористического сотрудничества», о «приветствии стремления Монголии налаживать более тесные контакты с Евразийским экономическим союзом», о «расширении двусторонних торговых обменов», о взаимопонимании, «рассмотрении возможностей» и сотрудничестве с «Монгол шуудан». Но о палладии в договоре ни слова.
«Не будем разбирать вопрос, откуда вдруг неожиданно в Монголии объявился палладий, которого там отродясь не то, что не добывали, но даже и не находили, — пишет Алексей Михайлов. — Посмотрим на другое. Даже исходя из нынешней (очень высокой!) цены на этот металл, данная сумма соответствует почти 1200 т. палладия! То есть, чтобы просто вернуть эти инвестиции, нам нужно добыть именно такое гигантское количество этого металла. Гигантское — потому сейчас во всем мире в целом добывается менее 270 т! Причем около 40% из этого объема приходится на РФ. Остальное — ЮАР, США и Канада. А вот все прочие страны добывают в год не более 9 т! Иными словами — если внезапно обнаруженные в Монголии запасы палладия окажутся такими, как „во всем остальном мире“, то окупаемость этого замечательного проекта составит не менее 120 лет. По-моему Нобелевскому комитету по экономике, нужно уже сейчас, в самом начале нового цикла окончательно определиться с новыми лауреатами!».
«…И как это, главное, согласуется с новостью что «В 2016 году „Ростех“ подписал соглашение о продаже 49% акций Монгольской медной компании 49% акций в совместных российско-монгольских горнорудных предприятиях „Эрдэнэт“ и „Монголросцветмет“. Таким образом комбинат „Эрденет“ стал полностью монгольским», задаётся вопросом Борис Борисов.
Не менее анекдотично выглядит и ситуация с сирийским контрактом на 110 млрд. на восстановление инфраструктуры, добычу и продажи нефти. А ведь недалёкий обыватель представляет в своём воображении картинку, мол, простили сирийцам маленькую кучку советских денег, а получим со дня на день большую кучу американских денег. Начнём с того, что Сирия — воюющее государство, которое еле сводит концы с концами, продавая стратегические запасы. И если существуют некие договоренности с российской властью и олигархией(а такие действительно имеются), то они подразумевают не только гипотетический делёж сирийских богатств, но ещё и военную победу над стратегическими врагами России.
Вице-премьер РФ Юрий Борисов в ходе брифинга по итогам переговоров в Дамаске в сентябре 2020 года с грустью констатировал, что «основные нефтяные месторождения Сирии не контролируются законным правительством страны и это не позволяет восстановить добычу и торговлю углеводородами». И ещё: «Основная причина — это, конечно, деструктивная позиция Соединенных Штатов и курдов, которые практически пользуются плодами законного правительства, не идут на контакты и не отдают законному правительству контроль тех месторождений, которые принадлежат Сирии».
Так вот оно чё, Михалыч! Таким нехитрым способом можно было трубить и о контрактах на 200, 300, 500 миллиардов от добычи сирийских углеводородов. Всё равно они под контролем американцев. Да и как-то новость о прибылях путинской России на сирийских клондайках не вяжется с меморандумом о том, что Россия направит $20 млн на оказание продовольственной помощи Сирии. А в ноябре минувшего года выделила Сирии миллиард.
А что там с Кубой? Простили 32 млрд., но заключили договор на 49 лет о размещении баз ВМФ и установки систем обнаружения и пуска ракет. Вроде бы, замечательно. Можем прямо под носом Вашингтона показывать Кузькину мать. В СМИ пишут, что на Кубу даже поступило энное количество установок систем ПВО С-400. Однако, учитывая, что с военных баз острова Свободы мы ушли уже давно, превратив эти объекты в экскурсионные зоны, понимая то состояние, в котором находится в целом ВМФ и судостроение РФ, как-то слабо верится в то, что уже в обозримом будущем американцев действительно будут сдерживать наши подводные лодки у их берегов.
Скорее, вся эта драматургия с военными базами и визитами на Кубу российских военных — чисто символическая, почти как дым не дошедшего до Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». В 2014 году, на вопрос о том, планирует ли Россия вернуться на Кубу, Путин ответил, что в этом нет необходимости. А в марте 2016 года впервые за 88 лет с историческим визитом Кубу посетил однопартиец новоизбранного Байдена — президент США Обама. И пообещал приток инвестиций на остров. А разве мы можем в нынешнем состоянии огорчать американских партнёров?
Вся надежда на Африку. А как утверждает агитпроп, мы там подписали контракт на 50 млрд. на добычу бокситов, алмазов и редкоземельных металлов. Опять же, информации на этот счёт практически никакой, кроме той, что тиражируют боты.
Действительно, Ангола ставит перед собой задачу увеличения ценности алмазов, добытых в стране, и хочет больше зарабатывать, увеличивая ценность алмазов, добываемых в Анголе. Что для этого нужно? Не вывозить сырьё, не позволять грабить Анголу, а развернуть огранку алмазов прямо на месте. Для этой цели закрытый клуб алмазных бенефициаров и организовал сотрудничество с российской группой компаний «АЛРОСА». «АЛРОСА» является государственной корпорацией, на долю Российской Федерации, приходится 33%.Что касается остальных собственников — тот тут прозрачностью и не пахнет. По данным издания «Компромат», 34% акций владеют фонды из США и Европы. А рулит корпорацией сын экс-главы администрации Кремля Сергей Иванов, назначение которого лоббировал у Путина полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. И ещё одна деталь: по подсчетам «Собеседника», в 2019 году члены правления «АЛРОСА» (шесть лиц) заработали в среднем по 143,2 млн руб. на человека. Это в 3,5 раза больше, чем годом ранее (40,9 млн) и почти по 12 миллионов рублей в месяц!
Есть ли в схемах российского (и не российского) алмазного гиганта выгода российского крестьянина и рабочего, и при чём здесь вообще прощение Анголе 11,2 миллиарда, а в целом Африке 20 миллиардов долларов?
О каких 50 миллиардах от ангольских «лохов», как пишет пропагандистский цех, когда общая годовая реализация алмазно-бриллиантовой продукции компании «АЛРОСА» составила $2,8 млрд с тенденцией к уменьшению? А между тем, Африку активно окучивает Китай. И Анголу в том числе. На чёрном континенте уже работают миллионы китайских специалистов, инженеров, строителей, преподавателей и банкиров. Не секрет, что уже к концу текущего века Африка станет чем-то вроде нового Китая. Там будет сосредоточено до 40% мирового населения и огромные природные ресурсы. США и Европа также обращают свои взоры на Африку. Мы уже там проиграли, зато прощаем государственные долги в интересах неизвестной группы акционеров, да и то лишь на одном направлении — сырьевом. Просто путинская Россия не способна на более. Нам нечего предложить.
Что ещё? Пишут, что власти Центрально-Африканской республики активно обсуждают возможность создания на территории страны российской военной базы. Вот цитата из одного опуса: «Учитывая расположение Центральной африканской республики на континенте, Россия получит возможность контролировать данный регион, при этом, по некоторым неофициальным сведениям, речь идёт не только о создании военной базы для сухопутных сил, но и о создании базы Воздушно-космических сил Российской Федерации».
Но в чём радость для российского гражданина? В том, что нас, как в Сирию, потянут в ещё одну горячую точку, где тридцать лет люди режут друг друга по религиозному и племенному принципу. Мы уже навели порядок во взаимоотношениях Армении и Азербаджана? Мы решили вопрос с Приднестровьем, Абхазией, ДНР и ЛНР? Теперь нас в Африку потянуло повоевать, где едва ли не во всех горячих точках торчат уши Пентагона?
Да, собственно, навели ли мы порядок у себя в России? Вот, в чём вопрос, на который нет ответа у путинской власти. Не сегодня-завтра градус расчеловечивания и взаимной ненависти между частями общества достигнет точки кипения, и тогда не помогут никакие росгвардии и казаки с нагайками, ни «но пасаран», ни «монгол шуудан». Как это произошло в 1917 году. Когда большинство офицеров и военных попросту чихнули на царя и его отречение, а затем смели и «мутное» временное правительство, поддержав программу системных реформ большевиков.
И что тогда? Страдать, что мы «почти победили» в Азербаджане, на Украине, в Молдове, а также в Монголии, Сирии, на Кубе и в Африке? Почти побед не бывает, особенно, когда прощаешь долги в обмен на маловразумительные для страны и народа перспективы. Пусть и браво воспетые красноречивыми пропагандистами и вполне осязаемые для приближённых друзей.
Меня всегда интересовал вопрос: научится ли власть извлекать уроки из ошибок и трагедий прошлого? Или будет поступать ровно так же, как и предшественники в деле крушения России? Пока видим уверенную поступь в сторону давно заготовленных граблей и вопли пропаганды о верном курсе, который менять нельзя.
Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.