Новости экономики. 15.09.2020 — | Новости на avtogeek

Фото: Вася Ложкин

ЦБ предсказал России три года валютного голода

Банк России опубликовал проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», в котором представил прогнозы по российской экономике на 2020-23 гг.

Впервые в программном документе ЦБ нет ни одного сценария с пометкой «оптимистичный», в который был бы заложен рост цен на нефть.

ЦБ предлагает четыре варианта будущего, из которых три представляют из себя различные вариации нового падения нефтяных котировок — до 35 долларов за баррель («проинфляционный» и «дезинфляционный сценарии») и до 25 долларов («рисковый»).

В каждом из прогнозов российскую экономику ждет существенное сокращение экспортных доходов, а с ними — притока иностранной валюты, на которую оплачивается импорт и гасится внешний долг.

Даже в самый позитивный «базовый» сценарии ЦБ закладывает среднюю цену нефти в 38 долларов за баррель в этом году, 40 долларов — в следующем и лишь 45 долларов — в 2022-м.

В результате по сравнению с 2019 годом экономика недосчитается 134 млрд долларов валютной выручки в этом году, 112 млрд — в следующем и 70 млрд — через.

В сумме за три года экспортные доходы экономики — 844 млрд долларов — станут минимальными c периода 2004-2006 гг.

Цены на нефть резко падали и раньше — в 2008-м и 2014-м. Но впервые с начала 21-го века российскую экономику ждет продолжительный период дешевой нефти и низкого притока валюты, предупреждает ЦБ.

В ответ придется сокращать закупки импортных товаров: в этом году — на 11% относительно 2019 года, а в следующем — на 8%.

Общий объем импорта — около 230 млрд долларов в год — будет чуть выше, чем на пике кризиса в 2016-м и 2009м гг, (около 190 млрд) но в 1,5 раза ниже показателей «тучных» 2012-13 гг (340 млрд).

Профицит торгового баланса, то есть сумма, которая остается от экспортных доходов после оплаты импорта, сожмется почти втрое — с 165 до 58 млрд долларов и вернется на уровень 2003 года, следует из прогноза.

Этого условного остатка не хватит на покрытие дефицита баланса услуг (18 млрд долларов), а также инвестиционные выплаты за рубеж (38 млрд долларов) и отток частного капитала (25 млрд).

***

Путин одолжил Лукашенко $1,5 млрд

Россия предоставит Белоруссии госкредит на 1,5 миллиарда долларов, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с Александром Лукашенко в Сочи.

Вопрос о выделении денег прорабатывается министерствами финансов двух стран, сообщил Путин, не уточнив, из какого источника планируется взять средства.

«Россия остаётся приверженной всем нашим договорённостям, включая и договорённости, вытекающие из договора о Союзном государстве, ОДКБ. Мы рассматриваем Беларусь как нашего ближайшего союзника и, безусловно, как я неоднократно вам говорил в телефонных разговорах, выполним все взятые нами на себя обязательства», — цитирует Путина «Интерфакс».

Он добавил, что эти обязательства носят обоюдный характер и должны выполняться «вне зависимости от того, кто находится у власти в данный момент».

Позиция России по протестам, которые продолжаются в Белоруссии уже больше месяца, остается неизменной, подчеркнул президент: «Мы за то, чтобы белорусы сами, без всяких подсказок и давления извне, в спокойном режиме и диалоге друг с другом разобрались в этой ситуации, и пришли к общему решению, как выстраивать свою работу».

Очередной российский кредит властям Белоруссии доведет до 10 млрд долларов долг Минска перед Москвой. 1 млрд долларов из этой суммы Белоруссия должна была погасить до конца года, но получила отсрочку.

Валюта остро нужна белорусскому ЦБ, который в августе потратил 1,4 млрд долларов из ЗВР на погашение государственного долга и продажу валюты на рынке, чтобы затормозить девальвацию белорусского рубля, который потерял 20% с начала года, а в августе переписал исторические минимумы как к доллару, так и к евро.

***

В Академии наук придумали новый мегапроект за $300 млрд

Стратегический мегапроект «Единая Евразия: Транс-Евразийский пояс Razvitie», который обеспечит создание трансконтинентальной транспортной системы нового поколения, позволит России не потерять преимущества ее географического положения. Такое мнение высказал президент Российской академии наук Александр Сергеев в понедельник на обсуждении этого проекта в рамках XV Международного форума по развитию транспортных коридоров.

Как пояснил глава РАН, в центре проекта лежит создание транспортной инфраструктуры с опорой на высокоскоростное железнодорожное сообщение через всю страну от ее западных границ к восточным. Эта магистраль должна стать «образующим хребтом», на который дальше «нанизываются» различные транспортные структуры по направлению юг — север. Впоследствии должно быть организовано взаимодействие с Северным морским путем.

«Этот проект становится еще более актуальным — это вопрос геополитический. Мы с вами должны понимать, что если мы не построим высокоскоростные транспортные пути, то мы в значительной степени лишимся наших преимуществ, которые мы сейчас имеем в территориальном плане, и все эти быстрые транспортные коридоры пойдут мимо нас», — сказал Сергеев.

Он напомнил, что вопросы создания высокоскоростных магистралей (ВСМ) успешно решаются в соседних странах, причем речь идет не только о Китае, где построено около 30 тыс. км высокоскоростных путей, и его проекте «Один пояс, один путь», но и о магистралях в Западной Европе, Японии, Республике Корея.

«Видно, что теорема существования высокоскоростного транспорта, который существенным образом меняет экономику, доказана. <…> Мы существенным образом здесь потеряем в плане нашей экономики, если мы упустим выгоду от транспортировки грузов в другие страны», — отметил Сергеев.

***

Бюджету не хватает трех триллионов: Правительство готовит рекордное в истории увеличение госдолга

Правительство России готовится пойти на рекордное в истории увеличение государственного долга, чтобы покрыть дефицит федерального бюджета, где в августе налоговой выручкой не был обеспечен каждый пятый заложенный рубль.

Обновленная программа займов Минфина предполагает размещение государственных облигаций в этом году на общую сумму 5,4 триллиона рублей.

Около триллиона рублей уйдет на погашение ранее выпущенных бумаг, и «чистыми» по итогам года бюджет планирует привлечь на рынке 4,42 триллиона рублей, сообщил «Интерфаксу» источник, близкий к правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

На начало сентября этот план был исполнен только на треть, или 1,5 триллиона рублей. Таким образом, до конца года Минфину нужно занять почти 3 триллиона рублей — беспрецедентную сумму для столь короткого промежутка времени.

Деньги нужны, чтобы оплатить все заложенные в бюджет расходы — 22,561 триллиона рублей, объясняет источник «Интерфакса». По его словам, если занять нужную сумму не получится, бюджет придется резать.

За 8 месяцев Минфин собрал в бюджет 11,7 триллиона рублей — на 1,5 триллиона меньше, чем год назад. Нефтегазовые доходы рухнули на 38%, тогда как сборы с несырьевого сектора экономики просели меньше: НДС — на 2,5%, таможенные пошлины — на 12%, налог на прибыль — на 14%, а поступления акцизов даже выросли (+1,2%).

Тем не менее, за январь-август Минфин накопил 1,7 триллиона рублей дефицита. В июне и июле бюджет тратил на треть больше, чем собирал; в августе «дыра» сжалась до 20% от размера казны.

До конца года правительство планирует нарастить расходы на 35% и тратить в среднем 2,3 трлн рублей в месяц (против 1,7 трлн в январе-августе). «Такой график, когда на последние 4 месяца приходится 40% расходов от годового плана, в целом не нарушает обычной сезонности», — говорит экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Деньги нужны прежде всего на статью «национальная экономика». «По ней сейчас один из самых низких уровней исполнения, а ведь именно она отражает ход инфраструктурных расходов, на которые опирается план по выходу экономики из кризиса», — отмечает Мурашов.

Впрочем, кто купит запланированный Минфином объем долга, остается неясным. Даже если российская банковская система задействует все свои резервы, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить аппетит бюджета полностью: на депозитах в ЦБ и в его купонных облигациях банки хранят 2,4 трлн рублей.

***

В кабмине не поддержали законопроект ЛДПР о введении минимальной почасовой оплаты труда

Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности не поддержала законопроект группы депутатов ЛДПР о минимальном почасовом размере оплаты труда. Об этом говорится в заключении кабмина, копия которого опубликована в телеграм-канале одного из авторов инициативы, главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветераном Ярослава Нилова.

Законопроектом устанавливается почасовой МРОТ в размере 150 рублей при заключении срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени с последующей индексацией один раз в год исходя из инфляции.

«Предлагаемые законопроектом положения не соответствуют нормам [Трудового] кодекса, которым не предусмотрен минимальный почасовой размер оплаты труда, а также установлен иной подход к оплате труда работников при работе на условиях неполного рабочего времени», — указывается в отзыве.

В кабмине также сослались на отсутствие в материалах к инициативе «необходимых расчетов и обоснований», что, по мнению комиссии, не позволяет оценить влияние предлагаемых норм на расходы бюджета. «Кроме того, установление предлагаемого законопроектом минимального почасового размера оплаты труда, превышающего размер оплаты труда в месяц, исчисленный исходя из МРОТ, повлечет увеличение расходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также дополнительную финансовую нагрузку на субъекты предпринимательства», — отметили в правительстве.

«На основании изложенного законопроект правительством Российской Федерации не поддерживается», — резюмировали в кабмине.

***

Число считающих Россию «великой державой» россиян рухнуло на 20% за три года

Доля граждан, принимающих концепцию о величии России как державы, снижается третий год подряд.

По данным ВЦИОМа, на сентябрь 2020 года 37% российских граждан считали свою страну «великой державой». По сравнению с 2018 годом их доля уменьшилась на 12 процентных пунктов, а если сравнивать с 2017-м — на 20 п.п.

Число верящих, что Россия сможет заполучить этот статус в ближайшие 15-20 лет снизилось до 26% с 35% два года назад.

Резкий рост великодержавных настроений социологи зафиксировали на фоне аннексии Крыма в 2014 года: доля населения, считающего Россию «великой» за три года выросла почти в 6 раз достигла постсоветского максимума с 57% в 2017 году.

С тех пор этот показатель снизился в 1,5 раза на фоне когнитивного диссонанса, который вызвало в массовом сознании продолжавшееся 6 лет падение уровня жизни.

Коронавирусный кризис, обваливший реальные доходы населения рекордно с 1999 года, вызвал новый виток сомнений. По данным ВЦИОМа, на сентябрь-2020 «благосостояние», «высокий уровень жизни», «благополучие людей» и социальную политику назвали в качестве цели развития страны 23% респондентов.

Еще 10% призвали «не развязывать конфликты» и «меньше тратить на вооружения». При этом «авторитет» в мире, влиятельность и отстаивание своих интересов в качестве цели назвали всего 6% опрошенных, а обороноспособность и развитие армии — только 2%.

Само стремление к статусу «супердержавы, какой был СССР» постепенно угасает в общественном сознании. В 2020 году такую цель для страны назвали 31% респондентов — минимум за все время опубликованным ВЦИОМом данных (с 2003 года).

Исторически рекордная доля — 10% — призывают «не стремиться ни к каким глобальным целям». Большинство — 44% — считают, что России следует попытаться «быть одной из 10-15 экономически развитых и политически влиятельных стран мира».

***

«Совкомфлот» заявил о намерении провести IPO

«Совкомфлот» объявил о намерении провести первичное публичное размещение (IPO) обыкновенных акций, планирует листинг на Московской бирже. Об этом говорится в сообщении «Совкомфлота».

Компания рассчитывает, что сумма чистых поступлений от IPO составит не менее суммы эквивалентной $500 млн. При этом ожидается, что РФ, в собственности которой на данный момент находится «Совкомфлот», после завершения IPO сохранит статус мажоритарного акционера компании.

«Компания намерена направить средства, привлеченные в результате размещения предлагаемых акций, на общекорпоративные нужды, включая, в том числе инвестиции в новые индустриальные проекты, декарбонизацию и дальнейшее уменьшение долговой нагрузки», — отмечается в пресс-релизе.

Совместными глобальными координаторами и совместными букраннерами предложения выступают ВТБ Капитал, Citigroup Global Markets Limited, Сбербанк КИБ, J.P. Morgan и BofA Securities.

«Сегодняшнее событие открывает новую главу в истории СКФ. Проведение IPO позволит компании укрепить позицию мирового лидера в области морской транспортировки углеводородов, а также расширить доступ к международным рынкам капитала. Стратегия СКФ предусматривает сохранение статуса предпочтительного перевозчика для ведущих нефтегазовых компаний за счет качественного обновления и развития флота с акцентом на индустриальные проекты, которые традиционно характеризуются предсказуемостью будущих денежных потоков в долгосрочной перспективе, а также высоким уровнем доходности на вложенный капитал», — отметил гендиректор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов, которого цитирует компания.

По его словам, данное предложение акций предоставит инвесторам возможность «сделать ставку на мировой энергетический сектор и вложить средства в быстрорастущего поставщика высококачественных транспортных услуг, обладающего значительным опытом работы в сложных климатических условиях и доказавшего способность достигать положительных финансовых результатов, а также свою приверженность внедрению современных, в том числе «зеленых» технологий и повышению эффективности своей деятельности».

Продолжение следует…

avtogeek.ru
Добавить комментарий