В нынешнем виде формулировки документа слишком расплывчаты.
Фото: sobaka.ru
Читайте также
Елена ПАВЛОВА: В России каждую третью женщину бьет муж, все они сестры Хачатурян
Вопрос наказания за семейное насилие продолжает раскалывать российское общество
«Бьет – значит бьет». Петербургские правозащитники попросили доработать законопроект о профилактике домашнего насилия. Ранее Совет Федерации из-за большого резонанса продлил общественное обсуждение документа до середины декабря. Однако в действующей редакции поправки во многом не устраивают ни сторонников, ни противников инициативы.
Финальную редакцию законопроекта о домашнем насилии на сайте СовФеда опубликовали на днях. За это время под документом оставили несколько тысяч комментариев. Сторонники принятия нового закона опасаются, что в предложенном виде закон не способен защитить жертву от агрессора. Противники же считают, что новые нормы разрушат институт семьи.
И те, и другие сходятся в одном: формулировки закона слишком расплывчаты. Насилие определено в нем как умышленное действие в отношении близких, которое причиняет физические и психические страдания и/или имущественный вред. При этом правонарушение не должно подпадать под действие Уголовного или Административного кодексов. В результате проект закона теряет всякий смысл, говорят эксперты.
Ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга, член СПЧ Наталия Евдокимова Наши, в том числе и государственные мужи, говорят, что все сделано. В Уголовном кодексе есть соответствующие статьи: тяжкое телесное, не тяжкое телесное, побои, легкие повреждения. Все это есть, отстаньте, зачем вам закон? Фокус в том, что защитить женщину при помощи нынешних законов практически невозможно. Декриминализация домашнего насилия привела к тому, что, фактически, если ты придешь и пожалуешься на мужа, то возбудят административное дело и тебя же накажут, заставят платить штраф. Вот в чем большая проблема.
Принципиально новым для России явлением могут стать защитные и охранные предписания. Эти документы запрещают нарушителям вступать в любые контакты с пострадавшим, в том числе по телефону или в интернете. Полиция сможет выносить предписания на месяц, суды – продлевать запрет на год.
К профилактике домашнего насилия закон предлагает подключить не только правоохранителей, но и омбудсменов, а также медицинские организации. Защитники «традиционных ценностей» полагают, что усиленный контроль может стать предметом манипуляций и шантажа со стороны одного из супругов. Чаще всего в этом контексте упоминается лишение родительских прав без должных разбирательств.
Редактор РИА «Катюша» Андрей Цыганов У нас уже сейчас, благодаря существующим инструкциям регламента межведомственного воздействия, родители зачастую боятся вызывать скорую для ребенка после реальной травмы, потому что не хотят попасть «на карандаш» в соответствующие органы. Вот этот «замечательный» законопроект превращает медицинские и образовательные организации в надсмотрщиков, которые будут собирать информацию о семье.
Два года назад в России приняли закон о декриминализации побоев. Теперь в случае доказанной вины семейному агрессору просто грозит штраф. Противники изменений предсказывали, что послабление развяжет руки потенциально опасным членам общества. Их прогнозы отчасти подтверждают социологи. Согласно недавнему опросу «Левада-центра», каждый третий россиянин сталкивался с домашним насилием в собственной семье. По данным Human Rights Watch , в 90 % случаев жертвами становятся женщины.
Профессор кафедры уголовного права СПбГУ Владислав Щепельков Во-первых, это насилие между близкими людьми. Если вы становитесь жертвой насилия на улице, то почти каждый пойдет и заявит об этом. А если вы становитесь жертвой насилия в семье, то, как правило, не заявите или заявите, но не с первого и не со второго раза. Во-вторых, это насилие, которое применяется дома, по нашим оценкам это до 90% от всех случаев.
Ранее издание «Медиазона» опубликовало лонгрид о женщинах, осуждённых за превышение самообороны. Согласно собранной журналистами статистике, за два прошлых года 2,5 тысячи россиянок получили сроки за убийство. При этом в подавляющем большинстве случаев конфликт был инициирован погибшим — чаще всего мужем, сожителем, отцом или братом.
По официальным данным МВД, за девять месяцев этого года от домашнего насилия пострадали более 15 тыс. женщин.
Источник: