Демографическая картина становится глобальной проблемой страны.
Естественный прирост населения в России восстановится в 2024 году, утверждают власти. Это утверждение само по себе вызывает вопросы. Почему именно в 2024-м? А что, сегодня есть основания говорить о вымирании? Ведь, вроде как, несколько лет назад уже заявили о том, что наконец-то начался естественный прирост населения России (это когда число родившихся превышает число умерших)?
Да, такие заявления мы слышали на самом верху. Но, по-видимому, не надо было об этом так говорить. Не успели заявить, как всё развернулось в другую сторону, и уже не первый год фиксируется не естественный прирост, а убыль населения. Точнее, естественная убыль фиксируется в России с 2016 года, когда после трех лет прироста (2013–2015 годы) население вновь стало вымирать. В 2018 году убыль составила 224,6 тыс. человек. Идет 2019 год, в котором по планам правительства должен начаться перелом этой тенденции, однако ничего подобного не происходит. Более того, негативный тренд только усиливается: за январь—сентябрь 2019 года показатель естественной убыли населения оказался практически таким же, как в целом за весь 2018 год — минус 219,2 тыс. человек. Очевидно, что по итогам всего 2019 года показатель убыли населения превзойдет уровень предыдущего года. Демографические процессы отличаются инерционностью, здесь таких стремительных разворотов, что называется, «по щелчку пальцев», не происходит.
Кроме того, учтем и то, то демографическая статистика, которую формально публикует Росстат, отличается сегодня от другой статистической информации своей достоверностью (хотя, наверное, и к ней можно предъявить какие-нибудь претензии). Дело в том, что, строго говоря, это не цифры Росстата. Они — цифры — по признанию самого статистического ведомства, выгружаются из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). «Выгружаются» — это профессиональный термин самого Росстата.
Ну, а раз это не цифры Росстата, значит, им можно доверять.
Статистический орган сам виноват в таком сегодняшнем отношении к его цифрам. Он столько раз за последнее время умудрился оскандалиться с достоверностью своих цифр, что такое отношение к официальным статданным является естественным. Итак, официальные данные сегодня однозначно свидетельствуют о том, что демографическая ситуация ухудшается. Но тогда почему власти утверждают, что в 2024 году всё переменится, и вновь в стране будет зафиксирован естественный прирост населения? Не догадываетесь? Это совсем просто, скажут многие: в 2024 году в России пройдут президентские выборы. Получается, что демографический прогноз, игнорируя все обстоятельства, подстраивается под политическую кампанию. Ну это же не серьезно! Хотя и понятно: вымирающая Россия как итог — это очень некрасиво получается.
Поэтому-то пусть и символический естественный прирост населения, всего лишь в 1 тыс. человек, но он должен быть достигнут, по оценке властей, аккурат в 2024 году. Что, по мнению правительства, должно свидетельствовать о достижении национальной цели развития: «Обеспечении устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации». Впрочем, если даже этот показатель — 1 тыс. человек на всю многомиллионную державу — будет достигнут, ни о каком «устойчивом естественном» росте это свидетельствовать не будет. Но тут, похоже, уже не до таких нюансов. Главное, чтобы населения хоть как-то приросло, пусть даже символически…
Нельзя сказать, что власти ничего не делают для исправления нынешней негативной демографической ситуации. Делается, казалось бы, немало:
— предоставление семьям материнского капитала при рождении второго ребенка;
— предоставление нуждающимся семьям (по среднедушевым доходам, не превышающим в 2019 году 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения) ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка, а также права на получение средств материнского капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка до достижения им возраста 1,5 лет (с 1 января 2020 года — до 3 лет);
— субсидирование процентной ставки 6% по ипотечным кредитам, выданным семьям с двумя или тремя детьми (если второй и последующие дети родились после 1 января 2018 года);
— предоставление дополнительных мер поддержки рождаемости на Дальнем Востоке.
Меры-то есть, но почему-то они не приносят эффекта. Объективности ради учтем, что некоторые из заявленных мер являются новыми, они еще и заработать по-настоящему не успели.
Ответ на вопрос, почему в должной степени не работают правительственные меры, направленные на преодоление демографического кризиса, дают результаты социологических опросов, призванных выяснить причины того, почему люди принимают решение не заводить детей. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что главной причиной, почему люди принимают решение не заводить детей, является нехватка денег (так ответили 44%). Получается, что почти половина опрошенных считает, что растить ребенка дорого, а им не хочется плодить нищету.
Достаточно много людей (25%) считает, что люди не заводят детей из-за эгоизма, потому что дети мешают личной жизни, на них еще и деньги тратить надо.
Интересно, что отсутствие собственного жилья, высокие ставки кредитов по ипотеке называют в качестве причины всего лишь 9% опрошенных.
Есть, безусловно, и другие факторы, мешающие людям заводить детей, но нам важны те, которые связаны с материальным достатком и наличием жилья. Потому что, по сути, это главные проблемы, на решение которых направлены правительственные меры, призванные переломить нынешнюю негативную демографическую тенденцию.
Начнем с ипотеки, с мер по улучшению жилищных условий. Всего лишь 9% считающих эту проблему важной — что очень немного. Получается, что власти явно переоценивают критичность жилищного вопроса для тех, кто решает, заводить или не заводить детей. Нет, это совершенно не означает, что данной проблемой не надо заниматься. Но требуется учитывать, что вклад в решение демографической проблемы фактора жилья, если верить результатам соцопроса, не так уж и велик.
Главное, как выяснили социологи, это материальный достаток. На это могут сказать: так и на это направлены меры правительства, но почему-то всё равно рождаемость падает. Проблема в том, что эти меры направлены в основном на то, чтобы оказать поддержку семьям, которые уже завели ребенка, в основном второго или даже третьего. Хотя нуждающимся семьям предусмотрели дополнительную поддержку уже и на первого ребенка.
Всё это правильно, но большинство все-таки оказывается без какой-либо поддержки, когда они только принимают решение о том, заводить им или не заводить первого ребенка. То есть, материальная помощь от государства будет, но позднее.
А ведь определяющее значение имеет то, в каком материальном положении находятся семьи, еще только принимающие решение о ребенке. Об этом однозначно говорят результаты соцопроса, представленные выше. Получается, что важнейшее значение имеет уровень жизни людей, в особенности, разумеется, тех, кто находится в детородном возрасте. А здесь уже надо смотреть на то, что в стране происходило в последние годы с реальными располагаемыми денежными доходами населения. Они падали с 2014 года. Падали вплоть до конца 2018 года включительно, пока Росстат путем методологических ухищрений не вывел этот показатель в плюс — на 0,2%. Падали доходы и в первом полугодии 2019 года (на 1,3% в годовом выражении), но в 3 квартале текущего года случился резкий рост доходов населения — на 3% в годовом выражении.
Посмотрим, конечно, что там будет дальше с динамикой доходов населения (чувствуется, что Росстат всерьез «занялся» этой проблемой). Но до самого последнего времени положение дел здесь было неудовлетворительным, и это, безусловно, сказалось на том, что демографическая ситуация ухудшилась. Собственно говоря, результаты соцопроса ВЦИОМа (а эту организацию никак не заподозришь в критическом отношении к властям) полностью доказывают, что главной причиной нежелания заводить детей стало непростое материальное положение людей. Вот и всё, что бы там ни говорили про влияние «демографической ямы» 90-х годов прошлого столетия!
Так что, если власти хотят демографических улучшений, всё просто: люди должны жить лучше. Банально, но ведь верно.
Понимаю, кто-нибудь скажет: вон, в развитых странах каков уровень жизни, а те же демографические проблемы. Предлагаю: давайте сначала достигнем сопоставимого уровня благосостояния, а потом будем судить.
И еще, повторюсь: негоже демографический прогноз подстраивать под политическую конъюнктуру, к выборам президента. Несерьезно это, да и выглядит как-то некрасиво.
Источник: