Ушел из жизни Николай Филатов — заместитель директора по научной работе НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова, член-корреспондент РАН. Коронавирус не делает различия между артистами и политиками, учеными и людьми, далекими от науки. Даже если это такие ученые, которые всю жизнь занимались вопросами защиты от подобных вирусов. Николаю Филатову было всего 66 лет. Он крайне жестко высказывался о введенных из-за COVID-19 ограничениях.
Заслуженный врач России, с 1980 по 2012 годы Николай Филатов занимал пост главного санитарного врача Москвы, и, казалось, знал об организации борьбы с эпидемиями и пандемиями все. Но с самого начала вспышки нынешнего коронавируса он в каждом интервью высказывал несогласие с ограничениями, введенными в России, называл грипп и прочие ОРВИ куда более смертоносными по сравнению с SARS-CoV-2. Считал, что власти спекулируют нашим страхом перед коронавирусом.
«Массовая изоляция населения, масочно-перчаточный режим, дезинфекционная обработка открытых пространств, — все это средства, которые далеки от эффективности в борьбе с распространением коронавируса, — говорил он в интервью „МК“. — Одни лишают столь необходимого всем свежего воздуха, другие создают условия для появления устойчивых к дезинфектантам микроорганизмов».
Ношение масок он принимал только людьми, которые уже заболели или находятся в группе риска и вынуждены перемещаться в общественных местах. Филатов приводил в пример эпидемию птичьего гриппа H7N9 с летальностью 34,4%. «И нам при тех вспышках почему-то не приказывали закрыться, а сделали это именно сейчас при летальности в 0,2%! — возмущался инфекционист. — Это точно не эпидемиология, не естественный процесс, процессом рулят другие причины, возможно политико-экономического характера».
На мой вопрос: «А как было бы правильно бороться с „короной“?» Филатов отвечал: «Для профилактики респираторных вирусных инфекций значительно важнее организация воздухообмена в местах скопления людей, которая боролась бы с накоплением вирусосодержащих аэрозолей».
В середине января мы хотели взять у него очередное интервью по поводу коронавируса. Николай Николаевич ответил слабым голосом, сообщив, что заразился этой самой хворью. 4 февраля стало известно о его смерти.
Коронавирус, похоже, в первую очередь бьет именно по ковид-диссидентам. Тут уж не знаешь, что и думать… Впрочем, среди пострадавших от этой болезни есть немало и тех, кто заразился, сидя послушно взаперти, кто носил маски во всех общественных местах и соблюдал остальные правила.