Минпросвещения предложило ввести в школах новую должность – советника директора по воспитательной работе. О своевременности инициативы идут споры: ряд экспертов считает её пустой затеей и попыткой повторить советский опыт; другие уверены, что ситуацию, при которой воспитание в школе сводится только к организации досуга и развлечениям, пора менять.
Не допустить деструктивного влияния
В функции советника будет входить контроль над внешкольным досугом учащихся – где, как и с кем они проводят время, не совершают ли противоправных поступков. Особое внимание советники уделят воспитанию молодёжи в духе патриотизма, уважительного отношения к истории страны, её культуре и традициям.
Ввести новую ставку предложил министр просвещения Сергей Кравцов, эту идею он озвучил, выступая в Совете Федерации. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко отнеслась к инициативе скептически: «Вот сейчас мы во всех школах введём советника директора по воспитательной работе, и у нас всё будет хорошо с воспитанием? Это очень поверхностный и неправильный подход».
Тем не менее в 2022 году во всех регионах страны пройдут конкурсы на должность советника, а с марта того же года они появятся в десяти пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе.
В России насчитывается около 40 тысяч школ, соответственно, общая потребность в таких специалистах составит около 40 тысяч человек.
Принять участие в конкурсе, который называется «Навигаторы детства», смогут педагоги и студенты педагогических вузов начиная с четвёртого курса. Для советников по воспитанию предусмотрена федеральная надбавка к зарплате в размере 15 тыс. рублей плюс региональные коэффициенты. Планируется проводить обучение советников, первая такая программа должна пройти на базе «Артека».
Идея об усилении роли воспитательной работы в школе возникла не вчера. В июне прошлого года Госдума приняла соответствующие поправки к закону «Об образовании в РФ», которые внёс президент России Владимир Путин. Под словом «воспитание» закон понимает деятельность, направленную «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Также воспитание должно стремиться к формированию у школьников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, к старшему поколению, культуре и традициям нашей страны. Образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года.
Исправлять ошибки
В рамках образовательного процесса, в который задачи по воспитанию встроены даже на законодательном уровне, не требуется дополнительных советников, считает преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, шеф-редактор журнала «Часть речи» Леонид Клейн. Воспитание должно органично сопровождать обучение, быть ненавязчивым и действовать без давления со стороны администрации школы, говорит он.
– Тот, кто за отдельную зарплату будет рассказывать, что такое хорошо и что такое плохо, не нужен. Такой человек окажется в заведомо слабой позиции, ему будет сложно заинтересовать детей. Государству целесообразнее сосредоточить свои усилия на создании условий для того, чтобы в школу приходили люди творческие, увлечённые своей профессией, способные сделать процесс обучения для детей интересным, а воспитание к этому приложится. Подход, который предлагает Минпросвещения, напоминает советскую практику, – отмечает эксперт.
Кто в учебных заведениях должен заниматься политическим воспитанием молодого поколения? Этот вопрос вызывает споры даже среди специалистов.Фото: Юрий Набатов/ТАСС
Нынешняя инициатива может опираться не только на советский опыт идеологического воспитания молодёжи. В американских школах есть подобные специалисты, правда, работают они по другой повестке.
– В США такие должности в школах ввели лет пять назад. Только там ставилась задача воспитания молодёжи с точки зрения либеральных ценностей, – делится с «Октагоном» политолог, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Ответственный за воспитание должен следить в том числе за соблюдением равноправия по расовому, половому, социальному и другим принципам. И там эта работа ведётся системно. У нас же, похоже, власть опять пытается действовать постфактум, реагируя на актуальную политическую ситуацию, когда вдруг заметили, что теряют влияние на молодёжь. Власти нужно, чтобы школьники уже сейчас прекратили смотреть Навального и ходить на митинги. Но действовать в этом направлении надо было раньше.
То, что власть действует постфактум, – это полбеды. Любопытнее другое: возрождение воспитательной работы в школе государству придётся начать с исправления собственных ошибок. За последние несколько лет в школах были сокращены ставки психологов, завучей и других специалистов, прямо отвечавших в том числе и за воспитательную работу, в вузах сведены к минимуму социально-политические дисциплины.
Наладить коммуникацию
Поэтому враз отказываться от советского опыта воспитательной работы, возможно, и не следовало. Гораздо разумнее было бы адаптировать его под новые условия.
– В периоды потрясений, когда происходит смена формы государственного устройства, почему-то считается, что надо взять прошлый опыт, сделать наоборот, и будет хорошо, – комментирует изданию первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Смолин. – Так было после 1917 года, тогда доходило до крайностей: сначала отменили новогодние ёлки, а потом, через несколько лет, вернули. Аналогичная ситуация была и после так называемой русской революции 1990-х годов. Очень многое отбросили из того, что надо было сохранить, и воспитание в школе в том числе.
Нынешнюю инициативу Минпросвещения Смолин оценивает позитивно: если подойти к делу с умом и творчески, то можно рассчитывать на результат.
– Главный враг любой воспитательной работы – это бюрократизация. Если человек, который займётся такой работой, будет лидером коллектива, сможет собирать активистов, устраивать интересные мероприятия, это одна ситуация. Если он будет заполнять бумаги, отчёты и планы, то будет больше вреда, чем пользы, – считает депутат.
В любом случае ключевым моментом в реализации этой идеи будет вопрос коммуникации. Сегодня в обществе действительно нет конструктивного диалога о молодёжной проблематике. Поэтому одной из основных задач новых советников по воспитанию будет трансляция обществу и власти запроса от молодёжи. А задача власти и общества – этот запрос услышать.