Похоже, что здравоохранение с легкой руки государства отнесено к услугам, высокое звание врача уравнено с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы, которые, конечно, люди хорошие, но живут на чаевые.
Итак, в России признано законным дать врачу «на чай»: портал «Медвестник» опубликовал новость о создании Сервиса «ПроДокторов», который в сотрудничестве с CloudPayments (группа «Тинькофф») запустил первый в стране проект финансовой благодарности врачам по аналогии с тем, который уже используют рестораны и маркетплейсы. Пациенты могут легально выразить признательность за работу врача через адресные безналичные переводы.
Понятно, что у нас теперь есть возможность отблагодарить врача как лакея, но как это выглядит с моральной точки зрения? Чаевые — это сумма денег, добровольно выдаваемых обслуживающему персоналу гостиниц, заведений общественного питания, парикмахерам, таксистам и т. п. сверх платы по счёту — «на чай».
Отношение к чаевым в мире неоднозначно, в некоторых культурах или обстоятельствах чаевых не ожидают, и предлагать их не следует, так как это может быть расценено негативно. В тех странах, где чаевые выплачивать принято (например, в США), существуют сложные неписаные законы о том, кому и сколько давать на чай. В других странах (включая Россию) обычаи на этот счёт не столь устоявшиеся, и клиент всё решает сам.
В странах третьего мира, например, в Мексике офицер дорожной полиции может попросить нарушителя правил уличного движения купить ему освежающий напиток, а в Нигерии — попросить «немного на выходные»
В западных странах чаевые оставляют почти всему обслуживающему персоналу, к которому относятся таксисты, метрдотели, носильщики, швейцары, бармены, горничные. В России до 1917 года у обслуживающего персонала в трактирах и ресторанах не было понятия зарплаты — они жили на чаевые. В зависимости от того, какие чаевые они получали, часть должны были платить хозяину заведения
На Руси, впервые то, что можно было бы назвать чаевыми, то есть «дача сверх жалованья», встречается в записях Якова Булгакова начала XIX века: «швейцарам Благородного собрания — 10 рублей, швейцарам нижним — 2,6, швейцарам Аглинского клоба — 2,6».
Самое раннее упоминание чаевых в корпусе русского языка встречается у Павла Федотова в поэме «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» (1848)
«Единичными рублями
Там с простыми писарями
Не поладишь, им на чай
Тож полсотенку подай, ―
Вот тогда язык развяжут
И вакансию укажут,
Да научат и уму,
То есть сколько и кому
Да и в руки ль самому.»
Нет сомнения, что опускание врача до уровня лакея безнравственно и совершенно недопустимо. Совсем аморальной выглядит предоставленная возможность денежной благодарности от малоимущих людей в ситуации, когда бесплатная медицина практически недоступна или низкого качества, к тому же указывает на социальное расслоение российского общества. А качественная медицина в России уже и так переведена на коммерческие рельсы, медицинские учреждения ориентируются властью на зарабатывание денег — критерий эффективности, а не лечение больных. Парадоксально, но путинской системе здравоохранения излечение больного не выгодно, а выгодно, чтобы он и далее болел и приносил деньги. Так что же стоит за подобными нововведениями?
Идеологи либерализма могут привести немало аргументов в пользу того, что здравоохранение должно быть устроено на рыночных принципах, но тогда его эффективному функционированию будет препятствовать специфический характер этой сферы. Заинтересованность коммерческих медиков в увеличении количества пациентов прямо противоречит интересам самих больных, желающих вылечиться и больше никогда не обращаться к врачу.
Коммерциализация здравоохранения является одной из главных угроз национальной безопасности. В современных странах две трети вклада в экономический рост обеспечивается инвестициями в человеческий капитал. Ограничение доступа населения к медицинским услугам не только понижает качество жизни отдельных людей, но и понижает конкурентоспособность страны на международной арене. Особый трагизм ситуации придаёт то, что эта антироссийская стратегия реализуется под руководством самого российского государства, о чем давно бьют в колокола эксперты Центра Сулакшина.
Именно поэтому Партия нового типа выдвинула предложение стране, которое даёт России шанс на преобразование, на мирной и законной основе, в нравственное, справедливое, трудовое, народовластное, идентичное государство. Это реальный политический проект. А будет ли возможна его реализация зависит от всех нас, от вас в частности и конкретно от каждого.
Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства – Народ России.
Елена Светлая, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.