В 2020 году на фондовый рынок пришли 4 миллиона новых игроков. И, по оценке Банка России, большинство из них не обладают ни должным опытом, ни знаниями. В свою очередь, аналитики считают разработанный Центробанком законопроект попыткой удержать деньги вкладчиков на депозитах и рекомендуют другие подходы.
В ЦБ объяснили временный запрет продаж сложных инвестпродуктов — Фото: Steve Buissinne / Pixabay — Источник
Читайте также
ЦБ хочет блокировать счета до суда
Центробанк создаст Фонд консолидации страхового сектора.
ЦБ запустил видеоблог «Понятная экономика»
Центробанк ужесточает правила игры на рынке микрофинансирования. Эксперты считают, что важнее работать над повышением финансовой грамотности населения
Несколько сотен тысяч человек в прошлом году, по данным регулятора, вложили в сложные продукты около 600 млрд рублей. При этом, как считают в ЦБ, в стране не более 50 тысяч квалифицированных инвесторов, которые понимают, что именно покупают. Но даже людям с профильным образованием подчас, как показал опыт азиатских и европейских рынков, бывает сложно разобраться в моделях формирования доходности. Новичкам нужно дать время освоиться, чтобы избежать финансовых потерь и разочарования.
Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута Мы слышим голоса, которые звучат примерно так: «Зачем торопиться? Может быть еще ничего и не произойдет. Давайте сначала рынок вырастет, а потом, если будет нужно, мы примем определенные меры». Можно такую политику упрощенно назвать так: «Давайте сначала бахнем, а потом начнем что-то делать». Совершенно необязательно этого ждать. Не зря мы смотрели на поведение людей, поведение рынков со схожими условиями и тенденциями в других странах. Анализ международного опыта показывает, что потом исправлять эти ошибки значительно тяжелее, и регуляторы, например, европейские, были вынуждены в конечном итоге прийти к экстраординарным мерам, которые связаны и с запретом отдельных продуктов, и многими другими мерами, которые были направленны на исправление последствий. В некоторых странах выплачивались многомиллиардные компенсации за не совсем честные продажи не совсем подобающих инструментов.
Насколько корректно сравнивать российских инвесторов с коллегами из развитых стран – вопрос открытый. Скажем, в Канаде, Австралии и Великобритании в рынок акций инвестируют около 50% домохозяйств. Те же цифры – в США, но там в показатель включают и пенсионные счета. В России инвестициями занимаются чуть более 5% граждан. На Западе инструменты чаще воспринимаются как страховка от потери работы. Большее внимание уделяют и модели жизненного цикла – когда люди заранее рассчитывают, когда и на что пойдут на пенсии. Для плавного перехода к этой схеме россиянам не хватает финансовой грамотности и знания о других способах вложения.
Президент Национальной финансовой ассоциации Василий Заблоцкий Мы надеемся, что система отслеживания слитков, которая будет введена к 2022 году, позволит применить отмену НДС, и тогда у нас инвесторы получат возможности инвестировать в том числе и в физический металл, как это делается в других странах, без потери НДС при возврате. Поэтому я думаю, что это тоже будет достаточно интересный инструмент. Ну и новый инструмент, который сейчас появляется, это способ устойчивого финансирования, так называемые «зеленые облигации». Сейчас всё больше и больше участников на это обращают внимание. В Европе этот способ достаточно серьёзно развит, он не только позволяет инвестировать в инструмент, но и в том числе, скажем так, получить выгоду за счёт улучшений климатических условий, за счёт улучшения жизни в принципе, поэтому это выгодно не только с точки зрения денег, но и с точки зрения, возможно, какого-то экологического улучшения ситуации в стране.
Низкие ставки усилили интерес россиян к поиску альтернативному доходов. Однако никто не может дать гарантий, что депозиты не отыграют свои позиции. В этом случае резко изменится динамика индекса рынков. При волатильности и падениях многие неквалифицированные инвесторы рискуют потерять сбережения. Также важно понимать, что резкий приток клиентов угрожает не только им самим, но и для сектора в целом.
Первый Заместитель Генерального директора ООО «УНИВЕР Капитал» Андрей Зайцев Гигантское количество клиентов – это нагрузка на технологические мощности как брокеров, так и бирж. Это рост издержек брокеров и биржевой инфраструктуры, необходимо ее поддержание, развитие. Это, конечно, изменение бюджетов компаний. И, кстати говоря, когда пандемия спадет, рынок уже не вернется к старому офлайновому ведению бизнеса. Под ведением бизнеса в данном случае я подразумеваю не продажу продуктов – оно уже давно в онлайне и будет только усиливаться, а скорее сам способ ведения бизнеса, именно как присутствие в офисе, наличие и отсутствие личных встреч с клиентами и так далее.
На днях Национальная ассоциация участников фондового рынка попросила ЦБ продавать неквалифицированным инвесторам простые структурные продукты. К этой группе авторы идеи отнесли инструменты, где гарантируется возврат капитала, а доход зависит от публичных показателей: индексов или курсов валют. Во вторую категорию попали продукты с неполной защитой капитала или со сложной формулой определения дохода. Они могут быть доступны неквалифицированным инвесторам, если только те соответствуют определенным условиям.