Вопрос активно обсуждают в Совфеде, но мнение экспертов неоднозначное.
Мнения
Изображение succo с сайта Pixabay — Источник
Читайте также
Компенсация морального вреда: тенденции в российской судебной практике
Универсальный «калькулятор» компенсаций морального вреда с повышенным коэффициентом может появиться в России. Вопрос активно обсуждают в Совфеде. Мнение экспертов неоднозначное. С одной стороны в обществе есть так называемый «запрос на справедливость», с другой – чрезмерные штрафы могут обанкротить ни одну клиентоориентированную компанию.
Специалисты отмечают, что сегодня суды принимают решение о выплатах за моральные страдания, исходя из собственных представлений, а также опираясь на финансовые возможности виновников тех или иных происшествий. В итоге конечные суммы порой оказываются меньше, чем того требуют истцы. Пример тому, недавний случай в Самаре, где виновник ДТП, в котором погиб человек, выплатил его семье всего 100 тыс. рублей.
Директор Юридического института «М-Логос» Артем Карапетов Мы видим все, что за, например, самый тяжкий вред здоровью в виде, например, полного паралича рук и ног до конца жизни, суды не присуждают больше миллиона, и компенсации варьируются от 400 тысяч до 700 тысяч в среднем. Это есть, по сути, базовая вменяемая компенсация, которая присуждается российскими судами сейчас. Вопрос стоит в том, что эти ориентиры представляются простым людям, что показывают опросы, несправедливыми. Необходимо просто установить новые ориентиры для взыскания в среднестатистических ситуациях такого рода компенсации. Наше исследование показывает, что в России самые низкие размеры присуждения морального вреда по сравнению со всеми известными странами, даже Восточной Европы: различие от 40 раз до 5.
К слову, ранее уже звучало предложение от юридического сообщества установить базовую моральную компенсацию за самый тяжкий вред здоровью в размере 4,5 млн. рублей, а за травмирование ребенка – 2 млн. Суд же будет в праве ее увеличить или уменьшить в зависимости от обстоятельств. Эти расчеты требуют дополнительного обоснования и сопоставления с уровнем жизни в России, — считает заместитель начальника департамента РЖД Сергей Иванов.
Заместитель начальника департамента РЖД Сергей Иванов Аналогичное мнение было высказано Минэкономразвития. Приводится пример по случаю ДТП, когда при отсутствии вины причинителя вреда судья с учетом особенностей истца может взыскать компенсацию в размере 11 млн рублей, а с учетом количества случаев травмирования на железной дороге и количества предъявляемых к нам исков, то это может в отношении нас привести к увеличению выплат в разы – до десятков миллиардов рублей. Каждый случай травмирования является для нас основанием для проведения служебного расследования. По каждому факту следственными органами проводится доследственная проверка. Практически в 100% случаев вина РЖД отсутствует, и в этой связи повышение размеров выплат является, по нашему мнению, несправедливым, поскольку вместо повышения уровня технологической безопасности на железной дороге, мы будем вынуждены направлять эти средства на выплаты по таким делам.
Эксперты подчеркивают, что россияне обычно адекватно оценивают размеры моральных компенсаций. Согласно исследованию Финансового университета, максимальную выплату они готовы требовать только в действительно тяжелых ситуациях, например гибель детей или инвалидность. Речь об 11 и 9 млн рублей соответственно. Тяжёлые заболевания из-за плохих условий труда граждане оценили в 3,7 млн рублей, а травму ребёнка по вине строительной организации – почти в 2,5.