Демографическая проблема давно стала центральной в политической повестке: с высоких трибун ежегодно нам докладывали об эффективности материнского капитала, говорили о росте населения, хотя оно достигалось за счет мигрантов, затем три года рапортовали о естественном приросте и вот теперь, когда естественный прирост себя исчерпал, а миграционный не покрывает естественной убыли, главный упор сделан на рост ожидаемой продолжительности жизни, однако в центре внимания должна стоять проблема именно вымирания россиян. Вымирания, которое началось еще до 2000-х и не было остановлено даже так называемыми тучными годами.
2020 год в этом плане стал рекордным. По данным Росстата, за первое полугодие текущего года естественная убыль населения уже составила 265,5 тыс. человек (946,5 тыс. умерших против 681 тыс. родившихся). Годом ранее за этот же период сокращение составило 198,8 тыс. Согласно проекту по достижению национальных целей развития численность населения РФ уменьшится на 158 тыс. человек, что в пять раз больше, чем в прошлом 2019 году. Последний раз схожая динамика наблюдалась в 2006 году. В целом по стране в I полугодии 2020 г. число умерших превысило число родившихся в 1,4 раза (в I полугодии 2019 г. — в 1,3 раза), в 40 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5–2,5 раза. Естественный прирост населения в I полугодии 2020 г. зафиксирован в 14 субъектах Российской Федерации (в I полугодии 2019 г. — в 16 субъектах). Миграционный прирост в этом году стал рекордно низким — 48,8 тысяч против 134 тыс. годом ранее, что неудивительно на фоне закрытых границ.
Стало ли это проблемой для властной элиты? Как оказалось, если проблему нельзя решить, то можно подменить исходные целевые ориентиры, к которым будет стремиться страна. Если в майском указе 2018 года значилась цель, что к 2024 году необходимо выйти на устойчивый естественный прирост населения, то указ о национальных целях развития до 2030 года гласит, что к 2030 году необходимо выйти на устойчивый прирост населения! И ни слова о естественном, то есть ставка делается на привлечение мигрантов, приезд которых должен покрыть естественную убыль нашего населения. Именно так, например, длительное время и происходило в нашей стране. На рис. 1. видно, что с 2011 года миграционный прирост перекрывал естественную убыль, в итоге в стране был статистический рост населения. И лишь в 2018 году по мере ухудшения экономической ситуации миграция перестала перекрывать убыль, то есть вымирание россиян.
Рис. 1. Прирост населения
В итоге с 2000 года по настоящее время в России численность собственного населения за счет вымирания сократилась на 8,4 млн человек, однако итоговая убыль составила 4,4 млн, так как за это время в стране осталось 3,9 млн мигрантов (рис. 2).
Рис. 2. Итоги демографической политики с 2000 года
Что же касается перспектив, то о естественном приросте речи не идет. Даже в правительственных кабинетах всем очевидно, что с действующим экономическим и управленческим курсом выехать на маткапитале и старых приемах материального стимулирования не получится. На рис. 3 видно, что в ближайшее время ожидается убыль населения, которая лишь после 2021 года сменится приростом, да и то речи о приросте за счет собственных граждан не идет.
Рис. 3. Оценка общего прироста численности населения
При решении демографической проблемы необходимо понимать, что повышение рождаемости возможно при одновременном достижении двух компонентов: улучшении материального положения граждан и изменении на уровне ментальных установок россиян. Притом в первом случае речь идет именно о создании рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда, а не просто об адресной социальной помощи, объемы которой недостаточны для обеспечения достойного уровня жизни. Куда важнее для населения поддержать функционирование моногородов и сел, создав там рабочие места, чем подсаживать граждан на пособия по безработице в размере смешных 1,5 тысяч рублей. Конечно, меры социальной поддержки отменять не стоит, но важно понимать, что у населения должна быть возможность трудиться и получать достойную оплату за свой труд.
Второй компонент — это через СМИ, культуру и другие институты формировать важность и ценность большой семьи.
Не карьера и саморазвитие должны быть самоцелью, а созидание во имя своей семьи, ее рост и пополнение. Да и тенденция на рост возраста вступления в брак тех, кто стремится сначала пожить для себя, дискредитирует институт многодетной семьи, превращая российскую семью в семью с одним, максимум двумя детьми. Среди государственно-управленческих решений в сфере демографии нет ни одного, которое было бы направлено на создание условий для достойного уровня жизни и пропаганду ценности большой семьи (см. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года). Все сводится исключительно к мерам государственной адресной помощи: маткапитал, льготная ипотека для молодых семей и так далее.
А вместе с тем согласно расчетам, страна сможет сохранить свою численность и выйти на прирост лишь в том случае, если суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) будет на уровне 2,1. Однако он напротив все эти годы снижался: в 2017 году составлял 1,62, в 2018-м — 1,58, в 2019 году — 1,5. К 2024 году по целевым ориентирам он должен был бы достигнуть всего 1,75, то есть демографическая проблема так бы и осталась нерешенной.
Все эти годы власть имитировала демографическую политику, рапортовала о достижениях там, где нужно было бить тревогу, подключать экспертов и предпринимать настоящие меры для стимулирования рождаемости. Однако вместо этого была избрана традиционная тактика сокрытия реального положения дел, политика достижения целевых показателей, притом в основном на бумаге. Итогом этого стало катастрофическое вымирание россиян, остановить которое при пролонгации действующего курса уже невозможно.
Людмила Кравченко