10 самых выдающихся картин Русского Государственного музея Санкт-Петербурга

Всего десятилетие назад, до переломного момента, российское искусство буквально ассоциировалось у «охотников» за шедеврами Айвазовского или Репина с большими деньгами. И именно поэтому эти люди были готовы отдать за полотна великих русских художников целое состояние, так как знали, что с легкостью могли продать их в будущем за двойную цену. Времена изменились, и теперь современное российское искусство не вызывает такого ажиотажа у аукционистов. Но само настоящее искусство в России как ни странно не поменялось, оно осталось прежним и живет оно именно здесь в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Этот музей как раз был специально создан для того, чтобы бережно хранить шедевры Малевича, Шагала и других известных и талантливых художников России. И здесь, в этой статье, и будет рассказано о 10 самых выдающихся произведениях этих великих русских живописцев.

1. «Черный квадрат» — Казимир Малевич

Картина «Черный квадрат» является поистине самой известной работой художника Казимира Малевича и, возможно, самым узнаваемым и противоречивым произведением во всем мире. И, наверняка, для вас окажется неожиданным тот факт, что существует 4 версии этого шедевра русской авангардной живописи. Самая ранняя из них была написана художником в 1915 году. Относительно окончательной версии многие искусствоведы полагают, что она была создана в период между 20 и 30 годами прошлого столетия.

«Черный квадрат» Казимира Малевича по праву считается одной из самых таинственных и загадочных картин 20 века. По словам многих художников, это произведение искусства написано не одним цветом, как мы все думаем и, конечно же, видим своими глазами, когда любуемся этой картиной. Удивительно, что в этой работе есть все самые базовые оттенки и цвета… за исключением черного! Также на самом деле изображенная фигура по факту не является квадратом, поскольку в ней отсутствуют параллельные друг другу линии, присущие этой геометрической форме. Но, к сожалению, теперь навсегда останется загадкой, какого цвета был этот квадрат в самом начале его создания. Известно, что Казимир Малевич пытался нарисовать картину в стиле кубизма, но впоследствии принял решение изобразить лишь черный квадрат, расположив его в верхней части полотна.

2. «Девятый вал» — Иван Айвазовский

«Девятый вал», картина художника Ивана Айвазовского, является величайшим произведением российского искусства 19 века. Эта картина была написана в 1850 году.

В 19 столетии большинство моряков видели в так называемом девятом вале по-настоящему злое предзнаменование, поскольку это было масштабное по размерам и самое разрушительное по последствиям явление в море. На полотне мы как раз видим 6 моряков, которым не посчастливилось встретиться лицом к лицу с этой катастрофой. Видно, что от их судна ничего не осталось и что они в любую секунду могут погибнуть. По правде говоря, все искусно нарисованные художником волны не такие уж и устрашающие по своим размерам, поэтому у героев этой картины, наверняка есть шанс спастись, на что нам также намекают весьма теплые тона, в которых создано это произведение. Иван Айвазовский по праву считается гениальным и выдающимся художником-маринистом известным по всему миру. Его «Девятый вал» демонстрирует всю красоту и в то же время мощную разрушительную силу морской стихии.

3. «Последний день Помпеи» — Карл Брюллов

Картина «Последний день Помпеи» была написана известным русским художником Карлом Брюлловым в 1833 году.

Изначально полотно было вывешено в Риме, и немного позднее оно было перевезено в Лувр во Франции. В России, а именно в Санкт-Петербурге эта выдающаяся во всех смыслах картина появилась только в 1834 году, когда Александр Демидов (русский предприниматель 19 века) продемонстрировал ее российскому императору Николаю 1. Сам сюжет полотна был придуман художником в то время, когда он путешествовал неподалеку от горы Везувий. Ученые полагают, что как раз рядом с этой местностью располагался печально известный город Помпеи, который был стерт с лица земли в ходе катастрофичного для этого места извержения вулкана Везувий. Мы видим, что все люди, изображенные на этой картине, находятся на грани смерти и что кто-то из них даже пытается молиться, искренне веря в то, что гибель минует их и они обязательно спасутся. Большинство искусствоведов утверждает, что большое внимание привлекают именно два, по их мнению, ключевых, персонажа, изображенных на полотне — мертвая женщина и ее оставленный на растерзании стихии маленький ребенок.

4. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — Илья Репин

Картина «Казаки Запорожья составляют манифест турецкому султану» Ильи Репина, также известная под названием «Запорожцы пишут письмо султану Османской империи Мехмеду IV», написана на таком огромном холсте, что у художника заняло целое десятилетие, чтобы закончить создание этого потрясающего полотна, так художник писал его с 1880 по 1891 год.

Изначально, эта картина была приобретена великим российским императором Александром 3, и только затем по прошествии некоторого времени, она была размещена в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Первые наброски этого замечательного произведения были сделаны уже в 1880 году, когда художник проводил время на Запорожье вместе со своим другом, тогда еще молодым, начинающим свой творческий путь российским художником Валентином Серовым. Что интересно, все изображенные на полотне люди имели своих настоящих прототипов. Несмотря на всю самобытность картины, некоторые критики утверждают, что произведение не совсем точно в историческом плане. Поэтому художник после того как нарисовал первую версию этого известно полотна, принялся за создание второго такого же произведения, которое бы более правдиво отражало ту эпоху, а соответственно было бы точнее в историческом плане, но к сожалению, вторую картину он так и не успел закончить.

5. «Прогулка» — Марк Шагал

Произведение Марка Шагала «Прогулка», созданное в 1917 году, демонстрирует нам две незамысловатые фигуры –мужчины и женщины. Что весьма необычно, у этих фигур есть настоящие прототипы- тот мужчина — это сам автор картины, а женщина — его жена Белла. Художник невероятно сильно любил жену и на своих полотнах рисовал только ее даже после того, как она скоропостижно скончалась (хотя он пытался завести отношения с другими женщинами после этого).

Марк Шагал попытался донести до зрителя, что для влюбленной пары нет абсолютно ничего невозможного. Мы видим, что художник изобразил жену парящей над ним, при этом они держат друг друга за руки, что несомненно является символом, через который выражается их взаимная любовь. Некоторые люди предполагают, что во время работы над картиной автор думал об известной русской поговорке: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе.». Но это полотно наоборот пытается показать, что иногда совсем необязательно делать выбор в пользу чего-то одного, поэтому на картине мы видим, как мужчина одновременно держит как маленькую птичку, так и руку своей парящей над землей возлюбленной.

6. «Масленица» — Борис Кустодиев

Картина «Масленица» русского художника Бориса Кустодиева, созданная в 1916 году, не единственное полотно, посвященное этому замечательному и самобытному празднику, поскольку также есть версии, созданные живописцем в 1917 и 1921 году.

На этой картине мы можем видеть последние дни зимы, когда люди веселятся и готовятся сжигать на костре чучело-символ Масленицы, чтобы положить конец холодному и самому морозному времени года. И вот небо уже окрашивается в теплый голубой цвет, что предвещает приход долгожданной весны. Художник намеренно использует палитру нежных светлых оттенков, чтобы передать все эмоции людей, причастных к этому празднику, а именно радость и счастье. Что примечательно, все города, написанные Борисом Кустодиевым безликие, в них мы не можем угадать конкретного российского города. Это сделано потому, что Масленица праздновалась и широко празднуется сейчас в каждом городе обширной и необъятной России. Несмотря на суровую зиму иногда на Масленице бывает очень жарко, если вы хотите увидеть всю красоту и самобытность праздника, то можете посмотреть некоторые видеосюжеты, которые запечатлели людей во время этого веселого праздника в Санкт-Петербурге в 2017 году.

7. «Витязь на распутье» — Виктор Васнецов

Картина «Витязь на распутье» была написана Виктором Васнецовым в 1882 году, хотя первые карандашные наброски этого известного произведения были сделаны им уже в 1870-ых.

Примечательно, что большое влияние на замысел этой картины оказал сюжет русской былины про богатыря Илью Муромца и Соловья-разбойника. На полотне мы видим настоящую надпись на камне, стоящем на распутье, и, что весьма интересно, все надписи на этом камне в точности повторяют слова из известной былины. На первых карандашных зарисовках фигура витязя, главного героя этого произведения, была обращена лицом к зрителю, также на этих черновых вариантах присутствовала и сама дорога т.е. распутье. Однако уже при создании окончательной версии картины Виктор Васнецов решил придать полотну больше драматизма и эффектности и увеличил фигуру главного героя-витязя, сделав ее более монументальной. Кстати, в Русском Государственном музее Санкт-Петербурга можно увидеть и вторую версию этого выдающегося произведения великого русского художника.

8. «Христос и грешница» — Василий Поленов

Полотно «Христос и грешница» также известное под названием «Кто без греха?» — работа выдающегося российского художника 19 века Василия Поленова. Оно было написано им в 1888 году.

Сюжет картины основан на истории, которая взята из Евангелия по Иоанну. Она повествует о Христе и грешнице. Прошло целых 15 лет от появления первых неловких карандашных набросков до полноценного полотна, искусно написанного художником маслом. Эта известная картина, как и многие другие, была приобретена российским императором Александром 3, и только в 1897 году она пополнила коллекцию потрясающих произведений Государственного Русского музея. Мы видим, что на картине изображено достаточно много людей, но среди них какая-то часть как будто особенно выделена художником. А именно Христос, его ученики, а также женщина-грешница, которую окружающие обвиняют в неверности и измене и которую разъяренная толпа хочет избить палками за это согрешение. Согласно Евангелию, Христос предложил, чтобы женщину наказал тот, кто ни разу не согрешил в своей жизни. Конечно же, вокруг не оказалось ни одного безгрешного человека, поэтому они отпустили женщину, не причинив ей физических страданий.

9. «Бурлаки на Волге» — Илья Репин

Достаточно известная картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» была написана талантливым русским художником в 1873 году.
Сюжет картины был навеян автору после того, как он впервые увидел бурлаков, работающих неподалеку от Невы. Он был буквально поражен увиденным: бурлаки, работающие в невероятно тяжелых условиях, совсем были непохожи на счастливых здоровых людей, они выглядели истощенными, уставшими. До того, как создать окончательную версию картины Илья Репин сделал очень много как карандашных, так и акварельных набросков. Финальная версия картины «Бурлаки на Волге» показывает зрителю, насколько сложен и напряжен труд бурлаков, которые глубоко несчастны и измучены каждодневной удручающей и изматывающей работой. На заднем плане полотна мы можем видеть буксир, который здесь воплощает в себе символ технического прогресса России 19 века, которым бурлаки, конечно же, пока не могут воспользоваться и облегчить свой мучительный труд.

10. «Заморские гости» — Николай Рерих

Картина «Заморские гости» русского художника Николая Рериха была написана в 1901 году в Париже.

Она является частью целой серии произведений, объединенных под названием «Начало Руси. Славяне». Это поражающее своей красотой и яркостью полотно было также приобретено российским императором, а именно Николаем 2 и только затем размещено в Государственной Третьяковской галерее. Немного позже картина была перевезена в Государственный Российский музей Санкт-Петербурга. Произведение «Заморские гости» Николая Рериха является поистине самобытным и оригинальным, поскольку в этой картине переплетаются как стиль русских художников-иконописцев, так и стиль современный для того времени. Интересным является тот факт, что согласно мнению искусствоведов, корабль, изображенный на картине плывет по направлению к поселению славян, чтобы прекратить изматывающую войну и установить мир и покой. Вероятно, что славяне не испугались бы прибытия заморских гостей, поскольку те наоборот едут с миром и на это зрителю как будто бы намекает изображенное на картине море, спокойное и безмятежное,- верный признак миролюбивого визита заморских гостей на землю славян.

Источник: batop.ru

avtogeek.ru
Добавить комментарий