Все водители обязаны застраховать свою ответственность, заключив договор ОСАГО со страховой компанией. Если наступает страховой случай и были соблюдены все прописанные условия, компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне.

Это могут быть деньги на ремонт автомобиля, на предстоящее лечение либо на похороны. Но многие водители, нарушившие ПДД, забывают, что страховая служба, возместив все убытки, вправе потребовать регресс по ОСАГО с самого же виновника ДТП.

В каких случаях его назначают, есть ли варианты того, чтобы избежать его уплаты, а также, какие особенности регресса нужно знать водителю. Подробности ниже.

Что такое регресс?

Регрессом называют законную возможность страховой компании вернуть свои деньги, которые она потратила на возмещение ущерба пострадавшей стороне, потребовав их со своего клиента, виновного в аварии. То есть, если случилось ДТП, которое подходит под страховой случай, и компания возместила истцу, допустим, 150 000 рублей на лечение и восстановление машины, она может подать иск на ответчика и добиться того, чтобы эти 150 000 рублей, клиент вернул им назад.

регресс с виновника ДТП

Предупреждение: такие правила прописываются в договоре, заключённом между физлицом и страховой службой. Обычно клиент не читает до конца текст соглашения, а если и читает, то не полностью вникает в его суть. Потом наступает разочарование, когда виновник ожидает, что фирма всё оплатит за него, а ему приходит уведомление о встречном иске от компании. Поэтому перед тем, как заверить документ своей подписью, лучше внимательно изучить договор и обсудить все тонкости страховки с фирмой.

Помимо договора, подобная возможность ответной компенсации для страховой службы, предоставляется ей Законом Гражданского Кодекса и Федерального закона о страховании.

Важные моменты и нюансы

Страховая фирма не имеет права требовать возмещения средств с клиента до тех пор, пока она сама не выплатила полную страховку пострадавшему лицу.

Интересно: регресс – это не обязательное правило, а всего лишь право. Поэтому воспользоваться им или нет, решает сама фирма.

выплата страховой компании

Выплата денег от ответчика не может происходить в произвольном порядке. Эти действия требуют обращения в судебную инстанцию. Страховая фирма должна подать исковое заявление на клиента. При чём подавать иск можно не только на водителя, но и на работника-оператора, который осматривал транспортное средство перед тем, как заключить договор и оформить карту диагностики состояния машины.

Если, на тот момент, автомобиль находился в неудовлетворительном техническом состоянии, но это не было указано в карте, и в итоге, именно эти дефекты и привели к аварии, ответственность понесёт оператор. Он не провёл должную проверку автомобиля или заметив серьёзные неполадки, не упомянул о них в документации. Чтобы иск был удовлетворён, фирме нужно получить заключение экспертов по подтверждению этого факта.

Имейте в виду: возможность получить регресс не даёт 100% гарантии на то, что фирма всё-таки получит свои деньги назад, ведь ответчик может подать встречный иск и добиться либо уменьшения суммы, либо её отмены.

Если требуемая сумма выплат пострадавшей стороне превышает допустимые нормы, по которым страховая может выплатить компенсацию, то помимо оплаты регресса, ответчику нужно будет выплачивать недостающую сумму до полного возмещения ущерба.

Не стоит путать регресс с суброгацией. В первом случае, виновный водитель должен полностью компенсировать расходы своей страховой службы и оплатить убытки, которые не покрываются страховкой. Исковое заявление подаётся от страховой фирмы ответчика. Во втором случае, водитель возвращает только те деньги, которые не покрываются выплатой по ОСАГО. И такой иск подаёт страховая пострадавшей стороны.

Сумма выплаты

Сумма регресса не должна превышать суммы, которую фирма возместила пострадавшему по страховке. Максимальная компенсация по ОСАГО составляет 400 000 рублей для восстановления автомобиля и 500 000 рублей на расходы, связанные с лечением или погребением.

Но кроме этой фиксированной суммы, страховая имеет право требовать компенсацию от ответчика за расходы, вызванные проведением экспертиз, ведением дела, пошлинами при подаче заявления в суд, оплатой услуг экспертов или представителей страховой компании (на основе договора), возмещения их расходов (поездки).

Если у ответчика не денег, чтобы покрыть все эти расходы, суд принимает решение об уплате средств по частям. Виноватому водителю не нужно игнорировать судебные извещения. В случае неявки ответчика в суд, взыскиваемая сумма устанавливается без его ведома (часто по завышенным нормам), а сам водитель лишается права её оспорить и подать встречный иск. Если водитель присутствовал на суде, то ему становятся доступными эти возможности и, как показывает судебная практика, чаще всего виновнику удаётся уменьшить сумму компенсации или вообще её избежать.

выплата частями по постановлению суда

Сроки действия

Если произошла авария и страховая выплатила пострадавшему деньги, то начиная со дня выплаты идёт отсчёт времени – 3 года – срок давности, в течение которого служба должна успеть подать исковое заявление на законных основаниях.

Внимание: за неподачу извещения (со стороны компании) вовремя, водитель может подать иск в суд. В таком случае, у фирмы нет никаких шансов на выигрыш и, к тому же, она будет вынуждена покрыть убытки, вызванные подачей заявления и пошлинами, оплаченными ответчиком. Получая извещение от страховой, всегда нужно проверять, не истёк ли срок давности этого дела.

Случаи для регресса

Страховая служба может предъявить регресс своему клиенту в следующих случаях:

  1. Виновный водитель находился за рулём пьяным или употребивши наркотики, в результате чего произошла авария. Этот факт можно легко подтвердить заключением медэкспертов и данными освидетельствования. Показаний очевидцев будет недостаточно.
  2. Водитель сбежал с места ДТП. Участникам ДТП нельзя покидать место аварии, иначе это служит 100%-ным признанием вины и безоговорочным правом страховой компании требовать регресс в полном объёме. Участникам аварии нужно вызвать сотрудников ГИБДД и страховой фирмы, а затем ждать их на месте.
  3. Водитель был без прав либо с просроченными документами. Срок действия прав – 10 лет. Если водитель, по истечении этого срока, продолжает ездить на машине, никогда не получал права, у него их отобрали, он ездит не по открытой ему категории или на чужом автомобиле без доверенности, то это автоматический выигрыш страховой службы в судебном разбирательстве.
  4. Водитель специально подстроил ДТП. Компании нужно самой найти и предоставить суду доказательства того, что ответчик причастен к аварии с целью получения страховки. За намеренную порчу чужого имущества и обман страховых агентов, водителю грозит уголовная ответственность.
  5. В полисе ответчика нет ОСАГО. ОСАГО предусматривает указание в договоре лиц, которым разрешено управлять данным транспортным средством. Если человек не входил в этот список и при управлении машиной попал в аварию, фирма может взыскать с него регресс.
  6. Истёк срок действия ОСАГО. В этом случае, компания освобождается от обязанностей по отношению к клиенту, что подтверждается датой, проставленной в договоре и подписями.
  7. ДТП случилось в период, не оговоренный условиями ОСАГО. Водитель, при заключении договора, может указать, что в какой-то период времени, например, зимой, машина не будет использоваться. На это время страховка не распространяется. Но, если водитель нарушил эти условия, ездил зимой и попал в аварию, то виновным будет водитель, поскольку эксплуатировал машину в неположенное для страховки время.
  8. Отсутствие либо просрочка техосмотра. Под это условие попадают только те водители, которые занимаются перевозкой пассажиров либо опасных грузов.
  9. Несвоевременное обращение в страховую службу. В течение 5 рабочих дней, водитель обязуется сообщить об аварии в страховую фирму, предоставивши её европротокол – уведомление о ДТП.
  10. Водитель, в течение 15 дней после аварии, начал самостоятельно заниматься ремонтом машины, не дожидаясь окончания этого обязательного периода, не согласовав это со страховой или отказавшись предоставлять машину на экспертизу.
действия водителя после дтп

Действия водителя

Водителю не нужно сразу же соглашаться со страховой компанией и выплачивать регресс. Стоит помнить, что фирме сначала нужно предоставить доказательства суду, а потом требовать выплаты от ответчика. Поэтому, лучше не паниковать, а трезво оценить ситуацию с позиции разума. Можно подумать, какие они могут предъявить доказательства, есть ли у них документы, подтверждающие факт вины водителя.

Можно требовать от них копии документов, которые они предоставят в суд, а заодно проверять, не прошёл ли срок давности иска и по каким расчётам они проводили начисление суммы регресса. Иногда бывает, что страховщики в иске необоснованно завышают сумму выплат, поэтому проверяйте чеки, квитанции, заключения экспертов о техническом состоянии машины, акты и другие расчётные документы. Суммируйте указанные суммы и сверяйте их с той, что требуют страховщики. Возможно, регресса и не удастся избежать, но уменьшить эту сумму – вполне реально.

Как избежать

Чтобы избежать выплат по регрессу, нужно делать всё, чтобы не попадать под 10 категорий, описанных выше. Также перед тем, как подписывать договор со страховой, внимательно прочитайте его, переспросите по поводу непонятных пунктов либо обратитесь в другую страховую фирму с лучшими условиями.

Следите за тем, чтобы страховка была оплачена. Избегайте просрочки по оплате. Не скрывайте от фирмы никакие факты, связанные с ДТП и предоставляйте им точную информацию о своих данных или об автомобиле.

Вывод

Законопослушность – это не стыдно и не старомодно. Соблюдая ПДД, можно избежать многих расходов. Поэтому нужно поставить цель – быть аккуратным, внимательным водителем и пунктуальным плательщиком. Тогда Закон будет на стороне водителя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here