Доходы от экспорта золота в первый раз в истории современной Рф превысили выручку от экспорта газа, достигнув в апреле—мае $3,55 миллиардов. Но этот рост не сумеет восполнить понижение поступлений от поставок нефти и газа за предел
Экспорт золота из Рф во 2-м квартале 2020 года превысил в валютном выражении экспорт трубопроводного газа, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС) и Центрального банка (ЦБ).
Лишь за апрель и май русские компании экспортировали 65,4 т золота на $3,55 миллиардов, следует из статистики ФТС (данные за июнь служба еще не публиковала). Согласно данным ФТС, за эти два месяца «Газпром», владеющий монополией на экспорт трубопроводного газа, продал за предел горючего на $2,4 миллиардов. По подготовительной оценке ЦБ, в целом за 2-ой квартал экспорт трубопроводного газа принес Рф $3,5 миллиардов выручки, другими словами меньше, чем экспорт золота за два месяца. Это малое значение за квартал с 2002 года, следует из данных Банка Рф.
Таковая ситуация в истории нашей страны сложилась в первый раз, отметил управляющий группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. По его словам, как минимум с 1994 года экспорт газа приносил больше выручки, чем экспорт золота.
Как рос вывоз золота за предел
В апреле—мае прошедшего года Наша родина экспортировала драгоценного металла на $247 млн, а в первом квартале 2020 года — на $1,4 миллиардов. Таковым образом, за год реализации выросли наиболее чем в 14 раз, а по сопоставлению с январем—мартом — в 2,5 раза. Таковой резкий рост произошел в том числе на фоне решения ЦБ отрешиться от покупок золота, считает Худалов. То же мировоззрение у вице-президента банка «Открытие» Алексея Зайцева, который именовал две главные предпосылки — полный отказ ЦБ от покупок золота и начало активного сезона добычи сплава.
Большая часть золотодобывающих компаний должны по кредитным соглашениям продавать золото банкам, которые их финансируют, объяснил Худалов. У золотодобытчиков постоянно была возможность экспортировать сплав по разовым лицензиям. Но эта функция не воспользовалась массовым спросом, так как в таком случае возникает необходимость самостоятельной организации логистики и возрастает срок поступления средств за произведенный сплав, сказал Зайцев.
В апреле поменялись правила вывоза золота за предел — золотодобытчики и аффинажные фабрики были уравнены в экспортных правах с банками. Согласно новенькому постановлению правительства, они, как и кредитные организации, могут рассчитывать на получение генеральных лицензий на поставки золота за границу, а не только лишь разовых. В пресс-службе Минпромторга, который отвечает за выдачу таковых лицензий, сказали РБК, что пока генеральные лицензии золотодобытчикам не выдавались. На данный момент ожидается утверждение Минфином порядка согласования таковых планов золотодобытчиков, объяснил представитель министерства.
У кредитных организаций обычно есть два главных канала реализации золота — продажа ЦБ (для пополнения золотовалютных припасов) либо на экспорт. На наружный рынок банки могут поставлять золото в интересах собственных корпоративных клиентов, золотодобывающих компаний и аффинажных заводов либо же в собственных собственных. Но с 1 апреля ЦБ, который выкупал золото в огромных размерах, остановил его покупку на внутреннем рынке на неопределенный срок. Потому у банков осталась лишь возможность продавать драгоценный сплав за предел.
РБК направил запросы в ЦБ, наикрупнейшим производителям золота — компаниям «Полюс», «Полиметалл», Petropavlovsk и «Южуралзолото», также в банки со значительными размерами драгоценного металла на балансе — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, «Открытие», Промсвязьбанк и Совкомбанк.
Почему падает экспорт газа
Доходы «Газпрома» от экспорта газа во 2-м квартале 2020 года, по оценке ЦБ, свалились в два раза по сопоставлению с первым кварталом и в 2,6 раза по сопоставлению с аналогичным периодом 2019 года, до $3,5 миллиардов.
В апреле—мае «Газпром» поставил за предел 24 миллиардов куб. м газа, что на 21% меньше, чем за аналогичный период прошедшего года. А экспортная стоимость русского газа в мае свалилась ниже уровня рентабельности, до $94,4 за 1 тыс. куб. м — практически вдвое меньше, чем было в мае 2019 года ($183,87).
Это вышло из-за понижения спроса, вызванного пандемией коронавируса, наполнения газовых хранилищ и потепления. Представитель «Газпром экспорта» отказался от объяснений.
«Мы ожидаем, что экспорт газа в Европу в 2020 году свалится до 163 миллиардов куб. м по сопоставлению с приблизительно 200 миллиардов куб. м в 2018–2019 годах. Это сопоставимо с экспортными размерами, которые «Газпром» показывал до 2015 года», — сказал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
По оценке Маринченко, средняя экспортная стоимость в 2020 году может стать рекордно низкой за крайние 15 лет. «Мы ожидаем, что она составит около $120 за 1 тыс. куб. м. Для сопоставления, в 2006–2009 годах средняя экспортная стоимость была $294, а ниже $200 она опускалась лишь в 2016 году. Текущий уровень цен на европейском рынке быстрее соответствует ценам первой половины 2000-х годов, когда средняя стоимость достигала $125 за 1 тыс. куб. м», — объяснил эксперт.
Директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова отметила, что абсолютный антирекорд у экспортных цен на газ с поставкой в далекое зарубежье и СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР) наблюдался на пике падения цен на нефть — в 1998–1999 годах. В 1998 году стоимость газа составляла $67,6 за 1 тыс. куб. м. Тогда нефть, к которой привязаны почти все договоры «Газпрома», торговалась на наименьшем за крайние 45 лет уровне $12,72 за баррель. При формировании цены газа по нефтяной привязке употребляется лаг в полгода, потому, невзирая на рост средней цены нефти в 1999 году до $18 за баррель, экспортная стоимость «Газпрома» в том же году снизилась еще на 15%, до малых $57,5 за 1 тыс. куб. м, напомнила Белова.
Какую часть нефтегазовых доходов возместит экспорт золота
Рост реализации золота за предел вполне не компенсирует падение нефтегазовых доходов, на которые приходится наиболее половины экспорта, отмечает Худалов. По его оценкам, экспорт золота может перекрыть меньше 10% потерянных доходов от реализации нефти и газа в 2020 году.
Отказ ЦБ от закупки золота — это типичная мера поддержки экспортных доходов русских компаний и банков, отмечает начальник центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин. Цены на золото выросли и продолжают расти, 9 июля котировки поднимались до $1820 за тройскую унцию — самый высочайший уровень с 2011 года. По крайним данным на 10 июля, фьючерсы на золото торговались на уровне $1,8 тыс. за унцию. К тому же в текущей ситуации, когда нефтегазовые доходы падают, экспорт золота дает осязаемую надбавку экспортных денежных доходов, указал эксперт.
«В любом случае это некоторый плюс к торговому балансу, к платежному балансу — в текущей ситуации это быть может важная поддержка исходя из убеждений притока валюты», — отмечает Худалов. В наилучшие годы Наша родина получала до $60–70 миллиардов в год от экспорта газа, а весь золотой экспорт даже по сегодняшним весьма высочайшим ценам не превзойдет $13 миллиардов, резюмировал он.
Основной клиент золота
Главным импортером русского золота (около 80%) остается Англия, в 2019 году Наша родина рекордно нарастила экспорт в эту страну — наиболее чем в 12 раз в стоимостном выражении, до $5,33 миллиардов из общего экспорта в $5,7 миллиардов. В январе—мае 2020 года на Англию пришлось $4 миллиардов золота из общего размера экспорта в $5,1 миллиардов.
Это соединено со статусом Лондона как центра глобальной торговли золотом и места, где на физическом уровне хранятся припасы сплава, обеспечивающие почти все международные биржевые фонды, а именно золотые ETF-фонды. Приток золота в эти фонды достигнул рекордного уровня в первом полугодии 2020 года, сказал World Gold Council (WGC). Он составил 734 т на $39,5 миллиардов.
РБК