Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Страна постепенно выходит из режима ограничений, связанных с коронавирусом. Ситуация в регионах разная: одни открылись полностью, другие осторожничают и всё ещё не дошли до третьего этапа снятия карантинных мер, и скорость снятия ограничительных мероприятий не всегда можно объяснить статистикой. Однако всюду жителей пугают: мы ждём второй волны. Но COVID, кажется, не собирается возвращаться даже в те регионы, где о санитарных нормах напрочь забыли.
Сегодня 90 процентов регионов находятся на первом и втором этапах (количество тех и других примерно одинаковое) снятия ограничений, остальные перешли к третьему этапу. На первом, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, могут открыться предприятия сферы услуг и магазины непродовольственных товаров площадью до 400 квадратных метров с отдельным входом. Разрешены занятия спортом на открытом воздухе, совместные прогулки на улице (не более двух человек) при соблюдении социальной дистанции.
Второй этап – открытие крупных магазинов (до 800 квадратных метров) и летних веранд общепита. На третьем могут работать магазины и предприятия сферы услуг без ограничений по площади и количеству посетителей, кафе, где соблюдается расстояние между столиками 1,5–2 метра и установлена перегородка, а также образовательные учреждения, гостиницы, парки и скверы.
Третий этап действует в Москве и Московской области, Рязанской, Липецкой, Пензенской, Волгоградской областях, в Чукотском автономном округе и Республике Марий-Эл, на Сахалине, в Забайкальском крае, а также в большинстве южных регионов, включая Краснодарский край и Крым.
Методика оценки готовности к выходу из ограничительных мер разработана Роспотребнадзором и едина для всех. Она основывается на учёте таких параметров, как коэффициент распространения инфекции, свободный коечный фонд и охват тестированием. Совокупность этих факторов и даёт Роспотребнадзору и властям в регионах основания для приёма решения об ослаблении либо, напротив, об усилении ограничений.
Сегодня ситуация такова, что рядом с регионом, где введён третий этап, иногда находится субъект с максимальными коронавирусными ограничениями. Например, со снявшей ограничения Московской областью граничит Тверская, где ещё действует первый этап, аналогичная ситуация в Волгоградской и Саратовской, Рязанской и Нижегородской, Липецкой и Воронежской областях. Почти вся Западная Сибирь, а также Красноярский край и Иркутская область находятся в зоне первого этапа, Якутия и регионы восточнее – второго. На западе и северо-западе страны наблюдается чередование регионов первого и второго этапов. Индустриальный центр страны (Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Пермский край) перешли ко второму этапу.
Роспотребнадзор против губернатора
Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, решения о снятии ограничений принимаются властями на местах с учётом данных об эпидемиологической ситуации. По словам заместителя директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александра Горелова, сегодня уже можно говорить о том, что Россия прошла пик заболеваемости коронавирусной инфекцией. В большинстве регионов ситуация стабилизируется, а две трети регионов находятся в фазе устойчивого снижения заболеваемости.
Ситуацию с выходом страны из режима ограничений недавно оценил и президент России Владимир Путин на специальном совещании.
«Регионы поэтапно выходят из режима вынужденных ограничений. Восстанавливается деловая активность, запускаются производства, открываются предприятия общественного питания и торговые центры. Конечно, можно и нужно последовательно эту работу продолжать, но необходимо принимать решения только взвешенные, осторожные, как и прежде, опираясь на рекомендации специалистов», – сказал глава государства.
Он отметил также, что ситуация может качнуться в любую сторону, а необоснованная поспешность чревата повторным ростом числа заболевших.
В ряде регионов можно было наблюдать противоречия между стремлением властей поскорее снять ограничения, поскольку к этому подталкивали экономическая обстановка, нарастающий кризис и стоны малого и среднего бизнеса, и позицией местного Роспотребнадзора.
Например, в Свердловской области поэтапному снятию ограничений пытался воспрепятствовать главный санитарный врач региона Дмитрий Козловских. В своём письме на имя губернатора Евгения Куйвашева он сообщал о «расхождении численности положительных результатов тестирования на новую коронавирусную инфекцию и числа поданных экстренных извещений на COVID-19». «Ситуация является угрозой для жизни и здоровья граждан», а общая обстановка «способствует распространению коронавирусной инфекции среди населения Свердловской области», писал санврач.
Санитарные врачи победили, процесс снятия ограничений был приостановлен. Позднее неточная статистика (её заметил Минздрав) стала поводом для отставки министра здравоохранения областного правительства Андрея Цветкова.
Неточная статистика по коронавирусу стала поводом для отставки министра здравоохранения Свердловской области Андрея Цветкова.
Фото: Вова Жабриков/URA.RU/TASS
«Лучше перебдеть, чем недобдеть», – говорит доктор биологических наук, профессор кафедры вирусологии Института имени Белозерского МГУ Алексей Аграновский о сохраняющихся ограничительных мерах в регионах.
– Однако властям не следует допускать появления панических настроений в обществе и в целом отрицательного эмоционального фона, потому что это тоже влияет на ситуацию с эпидемией. Необходимо чтобы запреты были разумными и не вызывали у людей сильного раздражения, – сказал он «Октагону».
Отдых не для тех, кто боится заболеть
Но Свердловская область, равно как и её соседи по индустриальному поясу – Челябинская, Тюменская области, Пермский край – и большинство регионов страны, не являются курортами, которые мучительно ожидали начала туристического сезона и где туризм – это важнейшая отрасль экономики.
Сегодня в Краснодарском крае и Крыму идёт третий этап снятия ограничений, а туристический поток нарастает. Данные по заболеваемости там действительно невысокие. В Краснодарском крае 8946 заболевших (21-е место), в Крыму – 1347 (81-е место). Для сравнения: в Свердловской области 21 725 случаев (5-е место). Ограничения третьего этапа, если им следовать, вполне допускают приём гостей в южных регионах, но есть серьёзные основания полагать, что саннормы почти не соблюдаются.
В Краснодарском крае и Крыму проходит третий этап снятия ограничений при нарастающем туристическом потоке.
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
«Октагон» побеседовал с теми, кто сейчас находится на отдыхе в Анапе.
– Мы купили путёвки ещё в конце октября, когда о пандемии никто не думал. Поехать мы смогли только во второй половине июля. В отеле, когда звонили предварительно, нам сказали, что всё в порядке, все меры безопасности соблюдаются. На деле всё оказалось иначе. Народу битком, отель большой, никто не соблюдает дистанцию и тем более не ходит в маске в тридцатиградусную жару, в столовой в обед столпотворение, посуда не одноразовая. Когда мы всё это увидели, то первым делом подумали, что вероятность заразиться в таких условиях очень высокая. И сейчас мы в тревоге, надо, наверное, по приезде будет пройти тестирование, если раньше не заболеем, – рассказала свердловчанка Наталья.
На пляжах отдыхают не только приезжие, но и сами южане – самолёты в сторону Турции полетели совсем недавно.
И если проследить за тем, как отдых на переполненных пляжах отражается на регионах, откуда приехали туристы, нельзя, то статистика новых случаев COVID-19 на российском юге весьма красноречива.
В Краснодарском крае количество заразившихся растёт: плюс 113 новых случаев по состоянию на 3 августа (в июле ежедневный прирост составлял меньше 100 человек в сутки).
Цунами не будет
Поводом для официальных лиц говорить о второй волне стала разработка вакцины. Заявления о возможных новых вспышках осенью могут мотивировать россиян поставить прививку – если она всё же будет добровольной. Но вирусологи призывают не паниковать.
Даже если вторая волна и придёт, то, скорее всего, она будет слабее первой.
Такого мнения, в частности, придерживается заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, главный внештатный эпидемиолог Минздрава Николай Брико.
– Заболеваемость ОРВИ в течение года действительно характеризуется наличием двух волн: осенне-зимней (октябрь-февраль) и менее выраженной весенней (март-апрель), – отметил он, комментируя ситуацию «Октагону». – Что касается заболеваемости коронавирусом, то сейчас трудно что-либо говорить, во многом это будет определяться свойствами возбудителя, его мутациями.
«При сохранении антигенной стабильности вируса однозначно можно утверждать, что повторные волны заболеваемости будут менее выраженными в силу формирования популяционного иммунитета. Кроме того, вирус, циркулируя среди населения, адаптируется к человеку и снижает свою вирулентность. Но прогнозировать ситуацию сложно, так как вирус новый, малоизученный, и мы ещё много чего о нём не знаем».
Николай Брико заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова
Алексей Аграновский считает, что нельзя прогнозировать приход второй волны – данных для таких выводов недостаточно.
– Никто сейчас не скажет, включая генерального секретаря ВОЗ, будет вторая волна или нет и в каких странах она будет заметна. Мы это узнаем только спустя время, предсказать достаточно трудно, а существующие модели неудовлетворительны, – комментирует он «Октагону». – Вторая волна, конечно, может быть, но я надеюсь, что такой заметной она не станет, как первая, некое нарастание возможно, но не цунами. Например, когда дети пойдут в школы. Они сами легко переносят это заболевание, но они могут принести вирус в семьи. Поэтому отказываться от разумных мер предосторожности сегодня преждевременно, и надо сохранять их ещё достаточно продолжительное время.
Учёный не разделяет опасения о том, что курортный сезон, так бурно проходящий, неизбежно приведёт ко второй волне:
– Во-первых, в жарком климате распространение таких инфекций затруднено. Во-вторых, там всё-таки солнце, витамин Д, повышается иммунитет, настроение лучше, а это очень важно, потому что такая абстрактная вещь, как человеческое настроение, оптимизм, влияют на устойчивость человека к заболеваниям. Конечно, поездка на курорт не может не расширить круг контактов. Но, с другой стороны, без этого нельзя, потому что люди должны отдыхать и купаться в море, а фактор юга как раз работает против распространения инфекции. Поэтому я надеюсь, что серьёзной вспышки на курортах не будет, что, в частности, подтверждается низкими данными по заболеваемости, например, в Краснодарском крае.
Доктора успокаивают: «В жарком климате распространение таких инфекций затруднено».
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Осторожность властей, как федеральных, так и региональных, понятна: они несут ответственность за ситуацию. Тем более понятна осторожность Роспотребнадзора: контроль за распространением инфекции – это его прямая обязанность. Но нельзя не отметить появление оптимистических нот даже в высказываниях главы ведомства Анны Поповой. По её словам, если вторая волна и придёт, необходимо отреагировать на это так, чтобы меры реагирования не нарушили привычный ритм жизни. В одном из недавних выступлений она отметила, что в 80 из 85 регионов России заболеваемость снижается или стабилизировалась. А мэр Москвы Сергей Собянин считает, что, по крайней мере, в столице второй волны быть не должно.
«Вторая волна – это когда люди второй раз подпадают под опасность быть заражёнными. Ни у нас, нигде в мире такого практически нет», – отметил он. Московский градоначальник считает, что за время первой волны в столице наработан уникальный опыт реагирования на такие ситуации, и есть возможность не допустить повторения негативного сценария.