Родители жалуются на некомпетентных преподавателей вузов — | Новости на avtogeek

После того как студенты из-за пандемии перешли на дистанционный формат обучения, родители узнали, чему на самом деле учат их детей. Теперь рассерженные взрослые жалуются на некомпетентных преподавателей и халтурщиков, которые убивают время, рассказывая на лекциях и семинарах байки и анекдоты. За такую «школу жизни» многим ещё и приходится выкладывать немалые деньги.

Сын Татьяны, экономиста из Нижнего Новгорода, решил пойти по её стопам. Вот уже несколько месяцев он учится в удалённом режиме. Татьяна работает из дома и случайно услышала несколько лекций преподавателей своего сына:

– Признаться, я обомлела: преподаватель одной дисциплины нёс, простите, полную пургу, никаких знаний на его паре получить в принципе невозможно. Другой явно не освежал свои материалы последние лет двадцать – часть информации, которую он транслировал учащимся, уже устарела. На третьей паре педагог травил какие-то байки – что называется, убивал время.

До пандемии о том, как проходят занятия у сына, Татьяна не догадывалась. Считала, что особых проблем нет – сессии не заваливает, зачёты и экзамены успешно сдаёт.

Преподаватели и деканы сразу нескольких региональных вузов в приватных беседах с «Октагоном» подтвердили: жалобы на низкое качество преподавания – как устные, так и письменные – стали поступать всё чаще.

Родители не всегда компетентны в тех или иных дисциплинах, но они вправе знать, за что платят деньги, причём достаточно большие, утверждает в разговоре с изданием доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий Ростовского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Ольга Миронова.

– Безусловно, мнение родителей о качестве образования в вузе, в том числе и на дистанте, следует учитывать при анализе качества подготовки выпускников.

«Решение о поступлении в вуз на то или иное направление подготовки или конкретный профиль принимают, как правило, не абитуриенты, а родители. Основная их боль – это последующее трудоустройство ребёнка».

– Помогут ли знания, полученные в вузе, этому? При очной форме обучения у родителей нет возможности оценить, насколько ожидания соответствуют реалиям, а дистант во время самоизоляции показал, как обстоят дела: платят родители за реальные знания или за рассказы о том, как Иван Иванович отдыхал в Таиланде или как Марфа Васильевна похудела за пять дней на 20 килограммов, – поясняет собеседница.

Миронова полагает, что обратная связь от родителей может дать информацию о том, насколько предоставляемые знания соответствуют реальным запросам времени и ситуации:

– Это также сигнал, что нужно изменить в учебном плане профилей кафедры с учётом актуальности знаний и их соответствия запросам стейкхолдеров: какие дисциплины изжили себя, что необходимо добавить, что изменить. То есть более гибко реагировать на запросы потребителя, рынка труда.

К отечественному высшему образованию и до пандемии возникало немало нареканий, говорит «Октагону» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Однако сейчас, по его словам, ситуация заметно ухудшилась:

– Преподаватели не хотят работать в неадекватных условиях дистанта, поэтому нормальные специалисты уже разбежались. На их место набирают недоучек, которые несут чушь. Отсюда и многочисленные жалобы родителей.

Коллеги Комкова находят у некачественного дистанта и плюсы. Начальник учебно-методического отдела Института открытого дистанционного образования НГПУ Марина Юсова, являющаяся мамой студентки первого курса, отмечает, что случаи недовольства дистанционным обучением можно встретить сплошь и рядом.

«У родителей появилась уникальная возможность контролировать процесс обучения на каждом шагу ребёнка. Конечно, если родитель ещё и специалист в предметной области, то он может оценить, какой объём знаний получает его чадо и в каком контексте».

Марина Юсова
начальник учебно-методического отдела Института открытого дистанционного образования НГПУ

Собеседница издания сообщила, что на примере своей дочери обнаружила ряд проблем:

– Преподаватель озвучил список дополнительных вопросов незадолго до экзамена, хотя этот материал не был ранее обозначен ни для изучения на занятиях, ни для самостоятельной работы. Может ли такое возникать? Ответ очевиден: нет. Другой пример – опоздание на пару. В дистанционном формате такое тоже случается, причём порой это зависит не от технических проблем, а исключительно от «привычки» преподавателя. Знала ли я бы об этом раньше? Вряд ли.

Между тем сами преподаватели чаще всего выступают против вмешательства родителей в учебный процесс. Доцент кафедры институциональной экономики Государственного университета управления, кандидат экономических наук Светлана Сазанова указывает на то, что бесплатный доступ к платным услугам образования получили третьи лица, не вовлечённые постоянно в образовательный процесс, не имеющие целостного представления о нём, но получившие возможность его критиковать и требовать снижения стоимости обучения на основании замеченных недостатков.

– Заплатили за одного, а слушают всей семьёй. Тогда пусть сначала оплатят в полном объёме, а потом претензии высказывают. Я как-то пошла с мужем на занятия лечебной физкультурой, посмотреть хотела на упражнения. Так меня просто выставили в совершенно некорректном стиле. Ибо «вы не больной», идите и оплачивайте занятия, – делится она.

Доцент отмечает, что индивидуальные санкции в отношении отдельных преподавателей применить сложно. Возврат денег за некачественное с точки зрения отдельного родителя обучение студента у конкретного преподавателя (или даже нескольких преподавателей) неизбежно отразится на бюджете вуза и оплате труда всех преподавателей, в том числе высококвалифицированных и пользующихся заслуженным авторитетом у учащихся и коллег.

– Первыми будут покидать рабочие места именно они, успешные и востребованные, а «проблемные» преподаватели останутся в вузах. На места успешных придут другие, но, скорее всего, это будут новые «проблемные» преподаватели. «Ловушка ухудшающего отбора» захлопнется: качество преподавания будет снижаться, а высококвалифицированные кадры – вымываться, – говорит Сазанова.

Адвокат Григорий Сарбаев пояснил «Октагону», что стороной договора – заказчиком на оказание образовательных услуг – являются, как правило, родители, поэтому проверять качество оказываемых услуг – их законное право:

– Преподаватели, конечно же, будут против – кому понравится дополнительная проверка? Тем более если привык вместо лекции травить анекдоты. Что же касается довода о якобы имеющем место прослушивании курса всей семьёй, то он абсолютно несостоятелен, поскольку, во-первых, они слушают не весь курс, во-вторых, никакого документа об образовании родители не получают. Ну и какие знания даст рассказчик анекдотов?

Дистант показал уровень падения отечественного образования, констатирует в разговоре с изданием руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. По его словам, вузы стригут большие деньги, но мало кто даёт качественные знания:

– Вузовские преподаватели пытаются стать кастой неприкасаемых: дескать, они почти святые, их трогать и критиковать нельзя. Но именно удалённое обучение открыло глаза обычным родителям, не экспертам, на происходящее. Они увидели, что их детей подчас ничему не учат, выпускники оказываются неконкурентоспособными на современном рынке труда.

avtogeek.ru
Добавить комментарий