После того как студенты из-за пандемии перешли на дистанционный формат обучения, родители узнали, чему на самом деле учат их детей. Теперь рассерженные взрослые жалуются на некомпетентных преподавателей и халтурщиков, которые убивают время, рассказывая на лекциях и семинарах байки и анекдоты. За такую «школу жизни» многим ещё и приходится выкладывать немалые деньги.
Сын Татьяны, экономиста из Нижнего Новгорода, решил пойти по её стопам. Вот уже несколько месяцев он учится в удалённом режиме. Татьяна работает из дома и случайно услышала несколько лекций преподавателей своего сына:
– Признаться, я обомлела: преподаватель одной дисциплины нёс, простите, полную пургу, никаких знаний на его паре получить в принципе невозможно. Другой явно не освежал свои материалы последние лет двадцать – часть информации, которую он транслировал учащимся, уже устарела. На третьей паре педагог травил какие-то байки – что называется, убивал время.
До пандемии о том, как проходят занятия у сына, Татьяна не догадывалась. Считала, что особых проблем нет – сессии не заваливает, зачёты и экзамены успешно сдаёт.
Преподаватели и деканы сразу нескольких региональных вузов в приватных беседах с «Октагоном» подтвердили: жалобы на низкое качество преподавания – как устные, так и письменные – стали поступать всё чаще.
Родители не всегда компетентны в тех или иных дисциплинах, но они вправе знать, за что платят деньги, причём достаточно большие, утверждает в разговоре с изданием доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий Ростовского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Ольга Миронова.
– Безусловно, мнение родителей о качестве образования в вузе, в том числе и на дистанте, следует учитывать при анализе качества подготовки выпускников.
«Решение о поступлении в вуз на то или иное направление подготовки или конкретный профиль принимают, как правило, не абитуриенты, а родители. Основная их боль – это последующее трудоустройство ребёнка».
– Помогут ли знания, полученные в вузе, этому? При очной форме обучения у родителей нет возможности оценить, насколько ожидания соответствуют реалиям, а дистант во время самоизоляции показал, как обстоят дела: платят родители за реальные знания или за рассказы о том, как Иван Иванович отдыхал в Таиланде или как Марфа Васильевна похудела за пять дней на 20 килограммов, – поясняет собеседница.
Миронова полагает, что обратная связь от родителей может дать информацию о том, насколько предоставляемые знания соответствуют реальным запросам времени и ситуации:
– Это также сигнал, что нужно изменить в учебном плане профилей кафедры с учётом актуальности знаний и их соответствия запросам стейкхолдеров: какие дисциплины изжили себя, что необходимо добавить, что изменить. То есть более гибко реагировать на запросы потребителя, рынка труда.
К отечественному высшему образованию и до пандемии возникало немало нареканий, говорит «Октагону» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Однако сейчас, по его словам, ситуация заметно ухудшилась:
– Преподаватели не хотят работать в неадекватных условиях дистанта, поэтому нормальные специалисты уже разбежались. На их место набирают недоучек, которые несут чушь. Отсюда и многочисленные жалобы родителей.
Коллеги Комкова находят у некачественного дистанта и плюсы. Начальник учебно-методического отдела Института открытого дистанционного образования НГПУ Марина Юсова, являющаяся мамой студентки первого курса, отмечает, что случаи недовольства дистанционным обучением можно встретить сплошь и рядом.
«У родителей появилась уникальная возможность контролировать процесс обучения на каждом шагу ребёнка. Конечно, если родитель ещё и специалист в предметной области, то он может оценить, какой объём знаний получает его чадо и в каком контексте».
Марина Юсова
начальник учебно-методического отдела Института открытого дистанционного образования НГПУ
Собеседница издания сообщила, что на примере своей дочери обнаружила ряд проблем:
– Преподаватель озвучил список дополнительных вопросов незадолго до экзамена, хотя этот материал не был ранее обозначен ни для изучения на занятиях, ни для самостоятельной работы. Может ли такое возникать? Ответ очевиден: нет. Другой пример – опоздание на пару. В дистанционном формате такое тоже случается, причём порой это зависит не от технических проблем, а исключительно от «привычки» преподавателя. Знала ли я бы об этом раньше? Вряд ли.
Между тем сами преподаватели чаще всего выступают против вмешательства родителей в учебный процесс. Доцент кафедры институциональной экономики Государственного университета управления, кандидат экономических наук Светлана Сазанова указывает на то, что бесплатный доступ к платным услугам образования получили третьи лица, не вовлечённые постоянно в образовательный процесс, не имеющие целостного представления о нём, но получившие возможность его критиковать и требовать снижения стоимости обучения на основании замеченных недостатков.
– Заплатили за одного, а слушают всей семьёй. Тогда пусть сначала оплатят в полном объёме, а потом претензии высказывают. Я как-то пошла с мужем на занятия лечебной физкультурой, посмотреть хотела на упражнения. Так меня просто выставили в совершенно некорректном стиле. Ибо «вы не больной», идите и оплачивайте занятия, – делится она.
Доцент отмечает, что индивидуальные санкции в отношении отдельных преподавателей применить сложно. Возврат денег за некачественное с точки зрения отдельного родителя обучение студента у конкретного преподавателя (или даже нескольких преподавателей) неизбежно отразится на бюджете вуза и оплате труда всех преподавателей, в том числе высококвалифицированных и пользующихся заслуженным авторитетом у учащихся и коллег.
– Первыми будут покидать рабочие места именно они, успешные и востребованные, а «проблемные» преподаватели останутся в вузах. На места успешных придут другие, но, скорее всего, это будут новые «проблемные» преподаватели. «Ловушка ухудшающего отбора» захлопнется: качество преподавания будет снижаться, а высококвалифицированные кадры – вымываться, – говорит Сазанова.
Адвокат Григорий Сарбаев пояснил «Октагону», что стороной договора – заказчиком на оказание образовательных услуг – являются, как правило, родители, поэтому проверять качество оказываемых услуг – их законное право:
– Преподаватели, конечно же, будут против – кому понравится дополнительная проверка? Тем более если привык вместо лекции травить анекдоты. Что же касается довода о якобы имеющем место прослушивании курса всей семьёй, то он абсолютно несостоятелен, поскольку, во-первых, они слушают не весь курс, во-вторых, никакого документа об образовании родители не получают. Ну и какие знания даст рассказчик анекдотов?
Дистант показал уровень падения отечественного образования, констатирует в разговоре с изданием руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. По его словам, вузы стригут большие деньги, но мало кто даёт качественные знания:
– Вузовские преподаватели пытаются стать кастой неприкасаемых: дескать, они почти святые, их трогать и критиковать нельзя. Но именно удалённое обучение открыло глаза обычным родителям, не экспертам, на происходящее. Они увидели, что их детей подчас ничему не учат, выпускники оказываются неконкурентоспособными на современном рынке труда.