Россия использует энергетические компании, чтобы получать оплату за экспорт продукции оборонно-промышленного комплекса. Об этом, как сообщает «Интерфакс», рассказал в ходе международного военно-технического форума «Армия-2020» глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.
Госкомпания, которая входит в «Ростех» и выполняет функции государственного посредника по экспорту и импорту оружия, с ноября 2017 года находится под санкциями США, блокирующими долларовые расчеты.
С января 2018-го американский Минфин имеет право накладывать ограничения на структуры, которые вовлечены в «существенные сделки» с российскими предприятиями ОПК. Это касается как покупателей вооружений, так и банков, которые обслуживают транзакции.
В этих условиях, по словам Михеева, Рособоронэкспорт предлагает клиентам «альтернативные виды расчетов, не только валютными средствами, но и различными группами товаров», то есть по бартеру.
В этих сделках задействованы «энергетические партнеры, российские операторы», сообщил он, добавив, что в этом случае «осуществляются расчеты энергоносителями»
До конца 2020 года, по словам Михеева, Россия поставит за рубеж вооружение на сумму более 6 млрд долларов. Общий же портфель заказов «Рособоронэкспорта» сохраняется на уровне 51,1 млрд долларов, сообщил 28 июля на встрече с президентом Владимиром Путиным глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Спрос на российское оружие за рубежом остается стабильно высоким, несмотря на введение санкций США против Рособоронэкспорта, похвалился он.
Судя по статистике ФТС, в бартерный или бесплатный режим поставки российских вооружение перешли два года назад, обращали внимание аналитики Райффайзенбанка: в 2018 года таможня зафиксировала скачок экспортных поставок машин и оборудования на 11,1%, которые — как ни парадоксально — ни принесли ни доллара дополнительных доходов.
На начало 2019 года дебиторская задолженность на балансе «Рособоронэкспорта», включающая в том числе долг за поставленные, но не оплаченные вооружения, достигла 812,9 млрд рублей, или 11 млрд долларов в пересчете по текущему курсу.
Эта сумма может включать авансы российским оборонным заводам или иностранным поставщикам комплектующих, но значительная часть почти триллионного долга приходится на еще не выплаченные деньги за отгруженную продукцию, включая неплатежи из-за санкций, рассказывал РБК источник, близкий к «Рособоронэкспорту».
Помимо непосредственно долга от покупателей, которые либо приобретают на российские кредиты, либо просто не платят, вероятно, «в этой истории еще лежат деньги, которые были реально заплачены, но зависли в банках в силу того, что они под санкции попали, и их уже не вытащить», уточнял он.