По опросу WorldSkills посреди 19 государств — членов ОЭСР только четверть школьников считают, что школа готовит их к работе и жизни. По этому опросу Наша родина занимает крайнее пространство по количеству проводимых мероприятий в области знакомства школьников с современным рынком труда.
Хотя по собственному опыту понимаю, что бюрократы в сфере образования теме профориентации уделяют совершенно много внимания. Лишь действуют они, обычно, в рамках всераспространенных сейчас административно-командных способов, исходя из собственных представлений о необходимости тех либо других акций, не особо считаясь с воззрением самих образовательных организаций. Поэтому в нашем регионе всем госшколам в неотклонимом порядке навязали обычные педагогические, мед и земельные профильные классы. Районный конкурс «Мир профессий» ориентирует деток на перечень центра занятости, в котором можно отыскать профессии 19-го, но никак не 21-го века. Таковым образом типо решается неувязка вербования выпускников на компании родного края. На самом деле эта политика совсем не учитывает современные тенденции, происходящие в мире профессий, консервирует образование на уровне прошлого дня, закладывает предпосылки к сохранению нашей общей отсталости.
Дела человека с миром профессий в 21 веке абсолютно поменялись. Если ранее, в том числе в двадцатом столетии, актуальный цикл технологий был равен жизни нескольких поколений, то сейчас за людскую жизнь проходит несколько технологических циклов. Спецы предвещают, что это приведёт к тому, что заместо обычной нам единственной проф карьеры, где профессии можно было поставить символ равенства с идентичностью, люди будут выстраивать несколько карьер, осваивая различные компетенции.
Под действием автоматизации до 2030 г. в мире могут оказаться на техническом уровне ненадобными наиболее 2 млрд рабочих мест. Исчезновение угрожает, к примеру, профессиям кредитных профессионалов, розничных продавцов, водителей, помощников офисных служащих, сторожей, поваров, барменов. В то же время прогнозируется появление около 2-ух сотен новейших профессий. В медицине покажутся молекулярные диетологи, операторы мед ботов, спецы по киберпротезированию, биоэтики, генетические консультанты, в образовании — координаторы образовательных онлайн-платформ, игропедагоги, менторы стартапов, тренеры по майнд-фитнесу. В Рф действует проект «Атлас новейших профессий» http://atlas100.ru/ , сделанный при участии Агентства стратегических инициатив и инноваторского центра «Сколково», с помощью которого можно погрузиться в мир профессий грядущего, выяснить о способностях, нужных для их получения, познакомиться с учебными заведениями, осуществляющими подготовку профессионалов.
Современные исследования демонстрируют, что занятость будет расти в таковых секторах, как творческие промышленности, эко-экономика (эковосстановление и озеленение городов, производств, социальной жизни), персонализированные сервисы на уровне человек-человек и человек-сообщество, новейшие технологические секторы.
Вообщем, предсказать востребованность той либо другой профессии в будущем трудно. Интересно, что в прошлом десятилетии большая часть имевших самый высочайший спрос профессий возникли всего 5–7 годов назад: инженеры установок возобновляемой генерации (солнце и ветер), спецы по машинному обучению и данным, спецы по компьютерному зрению и др.
Конфигурации в экономике безизбежно повлекут за собой конфигурации в сфере образования. Пока у нас массово продолжает реализовываться модель «промышленного образования», которая нацелена на формирование способностей, уходящих в прошедшее.
Организация Global Education Futures опубликовала доклад о будущем образования и сложном обществе 21 века, в котором отмечает, что недозволено обучить креативности, предоставляя обычные задачки; нереально обучить сотрудничеству, ставя людей в условия конкуренции друг с другом или обращаясь к ним персонально; недозволено воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) эмпатию, избавлясь от чувств в образовательном процессе; недозволено развивать медиаграмотность и информационную гигиену, запрещая внедрение информационных технологий в школьных классах; не получится обучить людей жить в балансе с биосферой, повсевременно называя природу «ресурсом», лишая людей контакта с природой.
Главным сдвигом в образовании 21 века должен стать переход к обучению на протяжении всей жизни. Оно обязано включать в себя не лишь профессиональную подготовку, но все актуальные сферы. В этих критериях лишь сам учащийся может определять направления собственного роста. В центр образования вновь должны встать свойство самого процесса научения и связанные с ним переживания (удовлетворенность, доверие, принятие, любовь).
В формирующемся сложном обществе для человека центральными стают личностные «экзистенциальные» компетенции — способности, которые можно универсально использовать на протяжении всей жизни и в разных актуальных контекстах. Они включают способность ставить цели и достигать их, самосознание и способность к саморефлексии, способность обучаться и переучиваться (саморазвитие). Не считая того, человек должен владеть готовностью к обществу стратегической неопределённости, что просит от него управления вниманием, жизнестойкости, решительности, открытости и ориентации на развитие, творчества, эмпатии (соболезнования). К «новеньким грамотностям» людей 21 века относят цифровую гигиену, экологическое мышление, способность к совместной работе, кросс-культурную компетентность (способности чтения, письма, тайм-менеджмента, работа в команде и т. п.).
К огорчению, русской школе всем сиим заниматься недосуг. Задавленная неописуемым количеством формальных бюрократический требований, во многом лишенная самостоятельности, применяемая в качестве поставщика контингента на мероприятия «для галочки», в провинции не имеющая достаточных средств даже на выполнение предписаний органов надзора она по инерции продолжает обращаться в прошедшее и учить прошлому. Ей бы лишь ночь (то есть темное время суток) простоять да денек выдержать. Не до грядущего.
Игорь Олин