Не секрет, что жизнь российских школьников больше похожа на кошмар, чем на образовательный процесс. Так по данным проведенного глобального исследования аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости в школе, об этом заявили 79% респондентов. Второе место занимает Китай — 64%, на третьем месте Германия с 61%.
ЕГЭ 2020 в РФ не стал исключением по накалу и уровню страстей. Чего только стоит скандал из-за экзаменационных заданий по химии. Учителя и ученики были неприятно удивлены, что в билетах присутствует ряд нестандартных заданий, которые весьма далеки от школьной программы.
«Ученики готовились весь год к тому, что выложил на официальном сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), а попалось другое. Формулировки заданий новые», — пишет Ольга Остроумова в обращении к президенту Владимиру Путину, мэру Москвы Сергею Собянину, Рособрнадзору и Федеральному институту педагогических измерений.
В свою очередь инженер-химик Сергей Арутюнян опубликовал петицию на Change.org:
«Вы хоть в курсе, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов химиков. Чтобы успешно сдать экзамен по химии недостаточно знать на отлично школьную программу. Необходимо знать, и не только понаслышке, учебники высшей школы: Некрасова, Глинки, Алексеева, Чичибабина, Крешкова и других авторов. Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника – лицемерие!!!!» — обращается Сергей Арутюнян к составителям заданий и министру просвещения.
В этом году также вызвал недовольство общественности единый экзамен по английскому языку. В интернете появилась петиция, которая тоже адресована министру просвещения Сергею Кравцову и составителям заданий ЕГЭ. Автор отмечает, что задания были слишком сложными и требует аннулировать его результаты, а также пересдачи экзамена с «адекватными вариантами» заданий:
«В этом году несправедливо пострадали тысячи выпускников решивших сдавать ЕГЭ по иностранным языкам. Это современные и хорошо образованные молодые люди, которые в будущем будут представлять нашу страну на международной арене, работать с международными компаниями в сферах культуры, экономики, политики и бизнеса. Ощущение того, что задания по аудированию были записаны заведомо артистами с дефектами речи, и, не принимая еще во внимание оснащенность наших школ подобающей техникой, где в лучшем случае есть колонки или как во многих ППЭ просто поставили старенький ноутбук. Это аудирование не сможет понять даже носитель языка – и только этот раздел однозначно приведет к потере учениками 20 баллов.Многие задания рассчитаны были на уровень С1 и С2 (не все педагоги в школе имеют этот уровень владения языком),что противоречит нормам кодификатора, где прописан уровень, не превышающий уровень В2. В настоящее время выпускники не имеют права подавать апелляцию по содержанию КИМа. Даже если в КИМе содержаться фактические, логические ошибки,технической составляющей экзамена- выпускник никак не может защитить свои права и вернуть не по своей вине потерянные баллы.
Вы часто говорите, что молодые люди в России должны иметь доступ к качественному образованию. ЕГЭ такого уровня ломают психику детей и подрывают их веру в себя. Подумайте об испорченном будущем тысячи выпускников!» — говорится в петиции.
Нарекания также были и в отношении ЕГЭ по обществознанию, в особенности к критериям оценки заданий и качеству работы самих проверяющих.
Вообще 2020 год стал самым урожайным на петиции, жалобы и заявки на пересмотр результатов ЕГЭ.
А вот экзаменационные задания по русскому языку, наоборот были слишком легкими. Как выяснил Рособрнадзор: средний тестовый балл составил 71,6 и высокобалльников, набравших выше 80 баллов стало больше: почти 4 тысячи участников ЕГЭ получили максимальные 100 баллов. Следовательно задания ЕГЭ по русскому языку в 2021 году необходимо сделать сложнее:
«Будем по русскому языку смотреть моменты, которые можно „закрутить“», — заявила директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова на пресс-конференции в Москве.
Когда-то в эпоху Возрождения появилась теория, что каждый ребенок это «чистый лист» («tabula rasa«), что вложишь в него, как воспитаешь, то и получится, можно слепить из податливой детской психики перспективного ученого, одаренного врача и так далее, лишь бы на душу хорошо ложилось знание. Во многом эта теория подтвердилась системой образования в СССР, чем и был обусловлен научно-технический прогресс и социальная модернизация всего общества. Такой подход подарил миру целую плеяду советских ученых, и как не грустно осознавать, но это уже ушедшая эпоха.
Современный государственный подход в РФ к образованию детей совершенно противоположный: даже если ребенок не «чистый лист», а чрезвычайно одарен, умен и прилежен, но сословием не вышел, то он заведомо глуп и недостоин, и постоянно должен доказывать, что он не дурак, и имеет все-таки право на хорошее образование и место под солнцем. А государство, словно шулер, вновь и вновь передергивает карты ЕГЭ и держит запасного козырного туза в рукаве. Чем еще можно объяснить так старательно выстраиваемые препоны для поступления абитуриентов в ВУЗы на бюджетные места? А очередная инициатива и реакция на стенания общественности, усложнить задания ЕГЭ, выглядит вовсе издевательски. Так начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский в эфире радио «Комсомольская правда» заявил, что ведется работа по всем направлениям и теперь возможно уже в ЕГЭ 2021 по всем предметам начнут включать нестандартные задания.
Абсурдным является и тот факт, что максимальные 300 баллов не гарантируют поступление в желанный ВУЗ:
«Уже в прошлом году было очевидно, что результаты ЕГЭ теряют статус решающего фактора при поступлении. В рейтинговых вузах на самых востребованных специальностях абитуриентов-олимпиадников было даже больше, чем бюджетных мест»— отмечает Фонтанка.ру.
Государство как будто говорит тебе: «Сынок, даже если ты умный и старательный, ты все равно не нужен нашему обществу, на тебя не хватает бюджетных мест, никто тебе не приготовил социальный лифт и хорошо оплачиваемую работу, возможно вообще никакую работу, а там где пилят бабки, своих ртов и без тебя хватает, в нашем дивном мире твое место на самом дне пищевой пирамиды, выживай как сможешь, здесь каждый сам за себя и такие умники, как ты, здесь тем более не нужны и даже опасны, Се Ля Ви».
Вот так рушатся юношеские мечты о любимой профессии, достойном заработке, научных свершениях и прочие детские наивные грезы о будущем прекрасном мире.
Но так не везде и даже на территории нашей родной Российской Федерации есть настоящий социальный рай. В это трудно поверить, но факт остается фактом.
Там, где-то в параллельной вселенной, в другой Российской Федерации, есть чьи-то дети более достойные всех остальных детей лишь по праву рождения в «правильных» семьях — семьях власть имеющих и предержащих. Там все по другому: там нет стрессов от дикого ужаса, что не сдашь очередное испытание, выдуманное альтернативно-одаренными чиновниками от образования; там дети не боятся того, что от малейшего неверного телодвижения государство выкинет их за борт и всю свою жизнь им придется барахтаться на социальном дне. В этой вселенной готовы для них и лучшие рабочие места, и социальные лифты, и для этого не обязательно даже быть умными или хотя бы хорошо учиться и даже совсем необязательно стараться, они и так все получат в этой жизни от государства — легко, просто и непринужденно. В самые престижные ВУЗы их берут без конкурса и учатся они в них бесплатно:
«Это называется целевой набор. Суть его в том, что государственная структура, заинтересованная в специалистах, может послать абитуриентов на учебу, предоставлять им дополнительную стипендию и жилье. С тем, чтобы после выпуска они поработали на эту госструктуру минимум три года. «Важные истории» совместно с «Трансперенси интернешнл — Россия», «Новой газетой» и студенческим журналом DOXA выяснили, что, пользуясь такой возможностью, многие высокопоставленные чиновники отправляли в престижные вузы своих детей и родственников по целевому набору от госструктур, которые сами же возглавляли или курировали. Государство потратило на их обучение десятки миллионов рублей. А бывало и так, что, получив высшее образование, эти родственники не приходили на работу в министерства и ведомства, которые отправили их учиться», — рассказывается о расследовании в ISTORIES.
На лицо все признаки сословного общества и колоссального неравенства населения. Постоянный стресс в процессе обучения у детей из нижнего сословия перегружают психику, что негативно сказывается на когнитивных способностях и мотивации к учебе. Неравные и несправедливые правила царящие в обществе побуждают лучшую и перспективную часть молодых людей задумываться об эмиграции. По данным опроса «Левада-центра» за 2019 53% опрошенных в возрасте 18-24 лет ответили «определенно да» или «скорее да» на вопрос о желании переехать за рубеж.
Очевидно, что в РФ образование вместо фактора развития общества превратилось в фактор его деградации. Вымывание интеллектуальной части населения и самодурство государственных управленцев неизбежно ведет к деградации всех страт общества (не только нижней), деградации социальных институтов и следовательно самого государства.
Профессор С.С. Сулакшин напрямую связывает национальную безопасность страны и качество образования. При развитии любой страны образовательная и педагогическая системы выстраиваются в соответствии с национальными ценностями, традициями, идеалами, представлением о человеке. Свой цивилизационно-ценностный фундамент должен быть и у российской системы образования. Такой подход к организации образовательной системы предлагается командой Центра научной политической мысли и идеологии под руководством профессора Степана Сулакшина, предлагается обществу Программа преобразования России в настоящее социальное государство. Для позитивных преобразований все готово, нужна консолидированная воля большинства народа!
От каждого по способностям, каждому по потребностям!
Аврора Северная, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина