ВОПРОС: Российская Федерация вышла из Женевской Конвенции по защите гражданского населения во время международных военных конфликтов. Не могли бы Вы пояснить, что это значит для России и нас, граждан?
С.С.СУЛАКШИН: Действительно, в 1949 году Советский Союз подписал дополнительный протокол Женевской Конвенции, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и определяющий порядок расследования нарушения их прав во время войн. СССР присоединился к этой Конвенции, поскольку Вторая мировая война, Великая Отечественная война привела к колоссальному количеству жертв среди гражданского населения, к бесчеловечному, преступному обращению с гражданским населением и в ходе боевых действий, и в пределах оккупированных территорий. Человечество, учитывая эти уроки, пытается хоть как-то гуманизировать все эти жесточайшие обстоятельства — так рождалось Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Почему же Путин решил отказаться от этих норм и подписал соответствующий закон? Это случилось потому, что своими действиями путинская Россия уже «наработала» в международных делах на скамью подсудимых. На сегодня Международный суд в Гааге, отвергнув возражения путинской России, уже принял к рассмотрению иск Украины о нарушении Конвенции о финансировании терроризма и нарушения прав человека. Спрогнозировать результат такого рассмотрение нетрудно — путинская России в мире выглядит преступным и криминальным государством.
Последнее время всё чаще мировое сообщество, средства массовой информации сообщают о преступлениях в Сирии: Россию обвиняют в бомбежках больниц, госпиталей и жертвах среди гражданских лиц при этих бомбежках.
Конечно патриоты (или точнее путриоты) должны говорить, что это всё наветы и клевета и такого быть не может. Но патриотизм сейчас заключает не в этом, а в том, чтобы пресечь и не допустить развитие таких характеристик нашей страны, как геноцид собственного населения, а также преступления против человечности и военные преступления, которые совершаются по миру. Их совершают и Вооруженные силы, подчиняющиеся приказам, и те, от которых Министерство обороны, политический этаж с лицом Пескова, отмежевываются — «знать не знаем, это частные компании и военные на заработках». А потом мир и страна вздрагивают от ужаса, когда узнают, как на этих заработках людям отрезают голову, заживо мозжат тело кувалдой, сжигают. За эти преступления рано или поздно придется отвечать.
Путинская Россия уже отказалась от юрисдикции Международного уголовного суда, поскольку там ей тоже грозят обвинения и иски. А теперь отказывается от Конвенции, в которой есть такая норма: «любая сторона в конфликте может направить в комиссию запрос о проведении расследований по таким актам бесчеловечности военных преступлений. Если объектом жалобы является страна, не признавшая компетенцию комиссии, то комиссия направляет ей соответствующую жалобу и предлагает согласиться на проведение расследования». Но страна, не являющаяся участником Конвенции, может это согласие не давать и тогда комиссия не получит право проводить расследования. Вот этого Путин и добивается. Он хочет выйти из-под обязательств на расследование в отношении военных действий своего режима, поскольку чувствует, как говорят в народе «чьё мясо кошка съела». Официальное объяснение из пояснительной записки к путинскому законопроекту звучит так: «Существенно в нынешней международной обстановке возрастают риски злоупотреблений полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств».
Другими словами: «знать вас не знаем, юрисдикцию не признаём, как действовали так и будем действовать».
Это попытка Путина уйти от ответственности за преступления, совершенные и совершаемые страной в период его правления. Однако истории с Милошевичем, Саддамом Хусейном и не только с ними, в мире не забыты. Вот этим объясняется позорный для России акт в международных отношениях, который добавляет черной краски в реноме нашей страны.
Ну, а Госдума — большинством Единой России — конечно приняла этот позорный акт.
Степан Сулакшин
Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.
Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.
Источник: